Тульский Епархиальный Паломнический Центр
Тульский Епархиальный Паломнический Центр
Тульский удел Млекопитательницы
Духовной целью православного паломничества является получение благодати Божией, переживание
неповторимого чуда очищения души, стремление под мудрым монашеским руководством измениться к лучшему.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости


08.01.2017
Группа Тульского епархиального паломнического центра молилась во время Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевской лавре и в Гефсиманском скиту в святую Рождественскую ночь
Группа Тульского епархиального паломнического центра молилась во время Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевской лавре и в Гефсиманском скиту в святую Рождественскую ночь. Фото

Рано утром, когда еще темно, тульские паломники, помолившись на дорожку, сели автобус и отправились в путь, не обремененные праздничным ночным питанием, питием и весельем, с чистой совестью не нарушенного поста – хорошо! Ехали быстро, останавливаясь лишь на светофорах, по пустым дорогам и улицам.

- Мы с мужем с радостью присоединились к этой поездке, - говорит паломница Светлана Андреевна Лихачева. - Нам даже удивительно: как можно рассуждать и не ехать в лавру в Рождество! Вот у нас, православных, свои радости!

Красива лавра поздно вечером! А мороз!... Все крепчает: в Московской области уже минус тридцать два градуса.

На территорию лавры паломники проходят через Святые ворота – это главный вход в монастырь. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия.

Экскурсовод Марина Евгеньевна Ефимушкина еще в автобусе рассказала нам о надвратной церкви в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, расположенной у главного входа в лавру. В настоящее время в этом храме для паломников, посещающих Лавру, совершается Таинство Исповеди.

Наш экскурсовод рассказала нам историю создания Надкладезной часовни. О древнем храме в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, который долгое время, до постройки колокольни, служил звонницей для монастыря; о замечательных по своей архитектуре храмах в честь Смоленской иконы Божией Матери и Шатровой церкви в честь основателей Соловецкого монастыря чудотворцев Зосимы и Савватия.

- Чтобы понять духовный смысл России, обязательно нужно побывать в Свято-Троицкой Сергиевской лавре! – говорит паломник Иван Сергеевич Петров. – Половина наших участников впервые совершают паломничество в одну из самых важных православных святынь. И рады этому.

Приехали в Троице-Сергиеву лавру и сразу в Троицкий собор, поклониться преподобному Сергию Радонежскому. После обретения мощей преподобного Сергия в 1422 году был воздвигнут белокаменный Троицкий собор преподобным Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому.

В главном соборном храме и древнейшей постройке обители — Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для этого иконостаса была написана Рублевым известная икона «Святая Троица».

Горят лампады. Паломники приложились ко святым мощам, приняли участие в богослужении с чтением акафиста. Они молились игумену Земли Русской. Поклонившись мощам преподобного Сергия Радонежского, получили духовную радость и утешение.

Семьсот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в тяжелых жизненных обстоятельствах - множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Через стену, в придельной Никоновской церкви, покоятся святые мощи преподобного Никона, ученика преподобного Сергия, настоятеля Троице-Сергиевой лавры.

До начала ночной литургии паломникам было предоставлено свободное время, которое паломники использовали для того чтобы набрать святой воды, подать записки, поставить свечи.

В эту Рождественскую ночь треть наших паломников остались на Божественной литургии в Троицком соборе, другие отправились в величественный пятиглавый Успенский собор. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень похож на одноименный собор Московского Кремля, но превосходит его по размерам. Под собором расположен храм Всех Cвятых в земле Российской просиявших. Здесь погребены Патриархи Алексий I (Симанский) и Пимен (Извеков).

Перед Успенским собором на площади расположена Надкладезная часовня, построенная над святым источником. Летом целительная вода из источника поступает и в Сень над крестом. Очень красива часовня над святым источником, сооруженная в конце семнадцатого века, украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Это самый известный целебный источник Троице-Сергиевой лавры, обретен был в 1644 году.

Паломники спускались к Михеевой церкви, воздвигнутой в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия. Престол этой церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей.

Некоторые паломники поднялись по лестнице от Михеевского храма в Трапезную палату с церковью Сергия Радонежского. Огромное впечатление производит резной золоченый иконостас, просторный зал, высокие своды Трапезной палаты. Два придела церкви – в память святого Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского – были освящены еще при Патриархе Пимене. В храме сейчас находятся святые мощи преподобного Максима Грека.

По окончании Божественной литургии в храмах Свято-Троицкой Сергиевской лавры группа паломников отправилась на подворье лавры — в Гефсиманский Черниговский скит. Он был основан в середине XIX в. наместником Свято-Троицкой Сергиевской Лавры преп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свят. Филарета (Дроздова). Из рассказа об истории скита паломники узнали об основателе пещер юродивом «Филиппушке»; о подвиге старчества старца Варнавы Гефсиманского.

В надпещерном величественном храме во имя Черниговской иконы Божьей Матери паломники молились перед чтимым списком с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», поклонились мощам преп. Варнавы Гефсиманского и другим святыням.

В Гефсиманском скиту еще не закончилась ночная Божественная литургия в честь светлого праздника Рождества Христова. Богослужение возглавил настоятель Гефсиманского Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевской лавры архимандрит Дамиан в сослужении братии обители. На службе молились многочисленные прихожане и паломники, которые, как обычно, в самых восторженных тонах отзывались о молитвенной атмосфере и чудесном пении хора.

- Мне очень понравилась «перекличка» хоров, левого и правого при исполнении ими красивейших антифонов, - рассказала экскурсовод Марина Евгеньевна.

- А потом во время славления вышли иеромонахи Гефсиманского скита на середину храма, они слаженным мужским хором так хорошо спели тропарь Рождеству! – поделилась впечатлением Валентина Ивановна Серова.

Порадовало паломников и то, что в скиту работала небольшая трапезная с выпечкой и горячим чаем.

- И мы разговелись пирожками, - улыбались паломники, вспоминая.

Во время обратной дороги паломники смотрели видеофильмы о Свято-Троицкой Сергиевской лавре, делились впечатлением о посещении лавры.

- Историк Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа. Ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир», - напомнила паломникам экскурсовод Марина Евгеньевна.

- Он не оставил после себя писаний, - сказал паломник Виктор Иванович Савельев. - Потому что его учение во всем его облике, во всей его жизни. Одним он утешение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере. Основанная им обитель была и до сих пор остается одним из важнейших духовных центров Руси.

- Паломничество каждому человеку дает возможность сделать свой шаг по дороге к храму, к Богу, - считает паломница Инна Сергеевна Пикалева. - Приобщиться к величайшим православным святыням; помогает глубже понять традиции и духовные ценности православной веры.


Возврат к списку