Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Крещение детей и взрослых

Что такое Крещение как Таинство? На вопрос отвечает архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского епархиального монастыря города Тулы.

- Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв - «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания Православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент - троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство - Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве.

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея - о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

- Почему в алтарь вносят только мальчиков?

- Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

Православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Хорошо бы родителям сделать шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, причаститься, предваряя Крещение собственного младенца.

Часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

- Почему закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

- Почему во время Крещения нельзя входить в храм? Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

Глубокая вера - это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, - это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». (Мк. 9:24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься. Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

- Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

- Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

- В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

- Такое право у каждого из нас есть. В ограду Церкви входят младенцы, их же бытию на земле несколько дней, старцы и старицы, которым уже более семи, восьми и даже девяти десятилетий.

Самое главное условие Крещения - вера. Нужно в Бога веровать, креститься - потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви». Если это желание в душе есть, пусть нет даже знания особенного, то приходите в ближайший к вашему дому храм, или туда, куда позовет ваша душа, подходите к священнику и принимайте Таинство Крещения.

В БОГОРОДИЧНОМ ЩЕГЛОВСКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ ТАИНСТВО «КРЕЩЕНИЯ» СОВЕРШАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНО.

Для оформления документов нужно подойти в церковную лавку на территории обители заранее, ориентировочно к 9:00ч. ребёнка приносить к 9:45ч. В воскресные дни к 9:30ч. 

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ НЕ СОВЕРШАЮТСЯ (в Богородичном Щегловском мужском монастыре):

ВО ВСЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ («Рождество Христово»; «Крещение Господне»; «Сретение Господне»; «Вербное Воскресение»; «Благовещение Пресвятой Богородицы»; за неделю (страстная седмица) до «Святой Пасхи», «Светлое Христово Воскресенье»; светлая седмица после «Пасхи»; «Вознесение Господне»; «Троица»; «Преображение Господне»; «Успение Пресвятой Богородицы»; «Рождество Пресвятой Богородицы»; «Крестовоздвижение Господне»; великий праздник «Покрова Пресвятой Богородицы»; «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ ОБИТЕЛИ (празднование иконы Божией Матери «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА» - 25/01; ДЕНЬ ПАМЯТИ старца Варсанофия Щегловского – 9/05; ДЕНЬ ПАМЯТИ Пантелеймона «Целителя» - 9/08; ДЕНЬ ПАМЯТИ Серафима и Феогноста Казахстанских святых – 11/08; ДЕНЬ ПАМЯТИ Никандра Псковского Пустынножителя – 7/10) И РОДИТЕЛЬСКИЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ (ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ), А ТАК ЖЕ В ДНИ КОГДА В МОНАСТЫРЕ ПРОХОДИТ ТАИНСТВА СОБОРОВАНИЯ (УТОЧНЯТЬ В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ за 2-3 дня).

Обязательное условие для сопровождающих и присутствующих на таинстве КРЕЩЕНИЯ наличие НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА, если же его нет,можно приобрести в церковной лавке уже освящённый крестик.

При себе иметь:

· Для КРЕЩАЕМЫХ: свидетельство о рождении/паспорт (для взрослых крещаемых).

· Два больших махровых полотенца для младенца/крещаемого (взрослого) и священника, которые хорошо впитывают влагу, желательно белого цвета (цвет духовного обновления и чистоты).

· Для младенца крестильный набор, для крещаемых (взрослых) одеяние белого цвета (светлых тонов).

· Для крещаемых женского пола обязательное условие быть (по-женски) в чистоте, и для сопровождающих/присутствующих женщин на ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ.

· Крестик с веревочкой или с цепочкой для младенца/ крещаемого (ВЗРОСЛОГО).

В церковной лавке:

· Оформить крестины, свидетельство о «ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ», приобрести 3 большие восковые свечи для купели.

· У каждого присутствующего и сопровождающего во время совершения ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ в руках должна быть восковая свеча, включая ВЗРОСЛОГО КРЕЩАЕМОГО (кроме младенцев).

УСЛОВИЯ ДЛЯ КРЕСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (ВОСПРИЕМНИКОВ):

· РЕКОМЕНДОВАНЫ ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ ДО ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

· НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОННЫМИ СУПРУГАМИ (и в дальнейшем не планируют заключение брака, т.к являются КРЕЩАЕМОМУ КРЕСТНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ и уже находятся в близком духовном родстве).

· А ТАКЖЕ НЕ СОСТОЯТ В БЛИЗКОМ РОДСТВЕ (БРАТ/СЕСТРА).

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ДОПУСКАЕТСЯ НАЛИЧИЕ ОДНОГО КРЕСТНОГО РОДИТЕЛЯ (ПО ПОЛУ РАВНОМУ КРЕЩАЕМОМУ).

· Для КРЕЩАЕМЫХ с 16-ти лет присутствие ВОСПРИЕМНИКОВ – не требуется.

Телефон для справок «ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА» 8-952-188-43-18