Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Направления служения

“Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25. 35-36, 40).

«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 33-37).

Суть социального служения Богородичного Щегловского мужского монастыря Тулы. Деятельность Русской Православной Церкви, направленная на решение социальных проблем, осуществляемая самостоятельно или совместно с государством и обществом, в отечественной исторической науке с середины 90-х годов XX века получила название «социальное служение». Особую роль в истории социального служения Русской Православной Церкви всегда исполняли мощные духовные «корпорации» - российские православные монастыри.

На современное монашество возложена особая пастырская и миссионерская ответственность, так как урбанизация российской жизни привела к тому, что большинство современных монастырей находятся в тесном соприкосновении с социальной жизнью. В условиях современного кризиса многих сфер общественной жизни, важно дать обществу достойные внимания духовно-нравственные ориентиры. К числу таких ориентиров, эталонных центров духовности и культуры с полным правом можно отнести русские Православные монастыри. Социальное служение монастыря не претендует на принятие на себя функций, реализуемых государством по обеспечению социальной защиты, но способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем в решении социальных вопросов.

Понятие «социальное служение монастыря»: это - безвозмездная и бескорыстная деятельность монашествующих, направленная на соединение внутренних задач монастыря по духовно-нравственному и психолого-педагогическому попечению членов российского общества с историческими задачами развития общества и государства. Это организация собственно монастырем различных видов и форм социальной помощи нуждающимся; а также - способствование монастыря тому, чтобы члены российского общества, независимо от своего ранга и статуса, бескорыстно направляли свои возможности на исполнение христианского долга по оказанию помощи Отечеству и нуждающимся.

Приоритетными направлениями социального служения Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря после начала его восстановления в 1990 году по настоящее время - на протяжении 25 лет его современного существования:

Духовно-нравственное и социально-психологическое попечение и воспитание. Необходимо воспитание у молодого поколения таких качеств, как доброта, достоинство, честь, терпимость, милосердие, сострадание, являющихся важнейшими ментальными характеристиками российского общества.

Благотворительность; организация социальной помощи и поддержки малоимущих;

Помощь социальным сиротам центра реабилитации; поддержка учащихся монастырской воскресной школы. Щегловский монастырь оказывал и оказывает помощь школьникам и ветеранам в проведении экскурсий по монастырю. Организовывал для юных паломников - детей воскресных школ храмов Тулы и других епархий трапезы и чаепития в трапезной обители. В праздничные и воскресные дни монастырь кормит учащихся воскресной школы, а также прихожан, принимающих участие в уборке монастырских храмов.

Материальная помощь и предоставление возможности работать в монастыре, как спасение от безработицы.

С Рождеством и настоящим новым годом поздравила братия Щегловской обители своих подопечных: воспитанников детского центра реабилитации №1, который находится на ул.Р.Зорге, 36 – по благословению архимандрита Клавдиана, наместника Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы. Подробнее...      Фото

В Святки воскресная школа Богородичной Щегловской обители по благословению своего директора - архимандрита Клавдиана, наместника мужского монастыря, организовала Рождественский праздник для своих подопечных из младшей группы реабилитационного центра, который располагается на улице Р. Зорге, 36.  Подробнее...    Фото 

Главным эффектом попечения о нуждающихся (или социального служения) должно стать умножение любви - и в том, кто занимается делами милосердия, и в том, на кого эти дела направлены.

Принимая в монастырь людей особой категории из числа бездомных и безработных в качестве трудников, мужской монастырь по сути создает странноприимный дом для тех, кто стоял на пороге бродяжничества, но пока еще его не переступил. Это по сути реабилитация бездомных, большая часть которых по статистике составляют мужчины. Таким людям в первую очередь нужен труд и благочестивая компания.

Важную роль в социальном служении отводится, конечно, иеромонахам и монахам, инокам. Игумены и иеромонахи окормляют больницы и диспансеры, это заставляет больных и тем более находящихся при смерти людей вспоминать о смерти и вечности. Иеромонахи, конечно, приходят в дома больных прихожан, кто желает исповедоваться, собороваться или причаститься. Проявляют максимум милосердия и снисхождения. Важно дарить радость друг другу, одно это уже является социальным служением. Игумены и иеромонахи совершают молебны, Таинство Исповеди, Таинство Причащения и Елеосвящения (соборования), проводят беседы.

Настоящей целью жизни человека является любовь. Но научение любви задача непростая, потому что любовь - вершина, которая венчает целое сочетание добродетелей: и терпение, и смирение, и милосердие, и сочувствие, и сострадание. Именно поэтому Господь всегда дает в нашей жизни место людям, которые не могут жить без нашей помощи. Как община веры Церковь призвана внутри и вне ее совершать то, чему научена Господом и Спасителем - дела милосердия .

Церковная социальная деятельность есть служение любви, умножение любви, а не создание структур, дублирующих государственные. Община, в которой есть любовь, с любовью принимает и внешних, и бедных, и больных, и бездомных. В идеале верующий человек принимает другого человека в свое сердце, здесь нет отстраненности, как в государственной системе социальной помощи. Каждый наш жизненный шаг, каждый наш поступок, добрый или злой, делает нас самих добрее или злее. И важнейшим, решающим, будет наш последний шаг, ведь сказал же Господь: "В чем застану, в том и сужу."

Это не значит, что все предшествующие поступки не имеют значения, каждый наш шаг, в том числе и последний, во многом подготовлен предыдущими. Каждое доброе дело облегчает совершение следующего доброго дела.

И, в конце концов, доброделание становится для нас естественным, становится потребностью, потому что сердце наше становится добрым. Не добрые дела входят в Царство Божие, а добрые души. А души становятся добрыми, когда делают добро.

Братья и сестры!

В нашем храме осуществляет свою работу социальная служба из числа добровольцев.

Все, кто желает оказывать помощь ближним и те, кто в ней нуждается, могут обратиться по телефону 8 920 278 03 50. Если Вы имеете желание и возможность оказывать помощь, то, пожалуйста, свяжитесь с нашими добровольными социальными работниками.

Не оставайтесь равнодушными.

Посещения социальных центров проводится по устной договоренности с администрацией центров. В социальных центрах основную работу проводят добровольцы из числа прихожан монастыря (беседы, занятия, подготовка к исповеди, организация праздников и поздравлений, оказание вещевой, продуктовой и денежной помощи, связь с руководством и др.)

В добрых делах не обязательно стремиться к масштабным проектам, следует начать с малых дел, не отказывая в помощи нуждающимся людям. Лучше «потерять» свое время и приобрести нечто гораздо большее, потому что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» Cпаси Вас Господи!

С каждым годом в социальную работу включается все больше мирян, в т.ч. молодежи. Это энергичные, думающие люди, стремящиеся строить свое будущее на прочном духовном основании - православной вере и любви.

Движение добровольцев способно сплотить приход и даже привлечь в него новых активных членов из числа неравнодушных людей, пока еще далеких от Церкви, но готовых поучаствовать в ее проектах.

Многие из числа добровольцев (волонтеров) спустя какое-то время могут осознанно придти в храм, креститься, вести церковную жизнь. Волонтеры сами выбирают то, что близко их сердцу и соответствует их навыкам и способностям. Так, они могут помогать одиноким, ездить в больницы и диспансеры, которые окормляет монастырь, заниматься с детьми, собирать вещи для малоимущих, а также, обладая соответствующими навыками, помогать монастырю, выполнять послушания.

Объединение людей с добрым сердцем в деле помощи ближнему - одна из задач Церкви. Ничто не может так объединить людей разных взглядов и социальных положений, как реальная возможность согреть раненые людские сердца своим вниманием и любовью. Для многих людей именно такое соработничество, по их собственному признанию, и открывает дорогу ко Христу.