Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Духовные центры

Преемственность мужского организованного монашеского общежительного жития в Туле

С 1868 года - по настоящее время

Богородичный Щегловский мужской монастырь Тулы - духовный центр тульского края со дня учреждения в 1868 году. Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. 1868 год - является фактической датой основания монастыря в Щеглове. Наша обитель — необычный монастырь, вот уже долгие годы он единственным в России и мире назван Богородичным в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Но начало организованного мужского монашеского жития в Туле с 1553 года с создания Иоанно-Предтечева монастыря. Эту монашескую обитель упразднили в 1800 году с созданием Тульской епархии. Но всего через 60 лет было начато строительство нового мужского монастыря – Богородичного Щегловского. 

1810 год   Монашеский уклад жизни на подворье Иоанно-Предтечева мужского монастыря

Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. То есть можно смело сказать, что через 10 лет после создания Тульской епархии было создано подворье первого в Туле Иоанно-Предтеченского мужского монастыря — в Щегловской засеке.

Хозяйство этого «подворья» разрасталось и развивалось следующим образом: в середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основатель монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.

В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.

Год основания 1553   Иоанно-Предтечев мужской монастырь в Туле. 

Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. Символически они отразили наступление ислама и защитили Православие. В летописи об этом сказано: «Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских вниде в него (Девлет-Гирея) страх и убояся велми, и стоя три дни, не дождавших люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа».

В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле.

Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской.

В 1800 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. То есть можно смело сказать, что через 10 лет после создания Тульской епархии было создано подворье первого в Туле Иоанно-Предтеченского мужского монастыря — в Щегловской засеке.

Хозяйство этого «подворья» разрасталось и развивалось следующим образом: в середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основатель монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.

В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.

Осн. около 484 года - по наст. время

Лавра Саввы Освященного

История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного.

Лавра Саввы Освященного (монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

"Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась".

Именно в Лавре Саввы Освященного хранился образ "Божией Матери "Млекопитательницы" и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».


Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. (См. История иконы Божией Матери «Млекопитательница»)

Прославили икону строгие афонские монахи. Богословский смысл этого святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас „чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)“.

Один из прославленных списков этой иконы в 1848 году освятил российские просторы — он прибыл с Афона, из Русского монастыря, его пронесли по многим городам России, начиная с Москвы. Множество чудес тогда последовало — в Ельце, Задонске, ТУЛЕ и других городах.

Основатель нашего монастыря святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу в Москве, где икона пребывала два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы получил укрепление в вере Василий Макарухин. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери „Млекопитательница“. И таким образом передать и современникам, и будущим прихожанам, то есть нам с вами, завет свт. Саввы Освященного, завет свт. Саввы Сербского, завет афонских монахов: …дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия. То есть от начальных азов к богословию, к пониманию спасительного смысла возрастания в вере, призыва идти за Христом для спасения души, достижения Царства Божия, вечной жизни.