Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Программы

Деятельность воскресных школ

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил на своем заседании 25 декабря 2012 года документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Данный пакет документов включает в себя:

Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение);

Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав);

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт).

Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы.

Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования. Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:

I. Дошкольная ступень (дети 5–6 лет, ориентировочный срок обучения — 2 года):
базовый вероучительный предмет — «Введение в Закон Божий» (дети получают первичные представления о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

II. Начальная ступень (дети 7–11 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):базовые вероучительные предметы — Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство храма Божия и богослужение, история Церкви); основы христианской нравственности (на основе Евангелия и жития святых); церковнославянский язык, церковное пение.

III. Основная ступень (дети 12–16 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):
базовые вероучительные предметы — Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; православное богослужение (литургика); Основы православного вероучения (катехизис); история христианской Церкви, христианская этика.

Стандарт определяет, какие умения и навыки должны приобрести учащиеся по мере усвоения того или иного предмета.

Разработаны основной содержательный минимум рабочих программ по базовым вероучительным предметам и сетка часов учебного плана для каждой из ступеней учебно-воспитательного процесса.
Типовой устав представляет собой нормативный документ, регулирующий деятельность воскресной школы как юридического лица. Он дополняет Положение в том, что касается деятельности воскресных школ как самостоятельных юридических лиц (учреждений дополнительного образования), учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. Воскресная школа как юридическое лицо владеет имуществом, имеет расчетные счета в банках, бланки и печать с собственным наименованием. В случае если один из перечисленных в Уставе видов деятельности требует лицензирования, школа должна получить лицензию в установленном государством порядке. Высшим органом управления и исполнительным органом управления воскресной школы является учредитель в лице настоятеля (руководителя). Директор школы назначается настоятелем и координирует образовательную, финансово-хозяйственную и административную деятельность.
Речь идет не о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах эти школы имеют наименование «центры духовно-нравственного воспитания». Они отличаются от обычных воскресных школ тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование и определенные права, как, например, признание рабочего стажа для педагогов.

Утвержденный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения его престижа и качества. Все документы прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне. В ходе дискуссии поступили замечания от представителей различных епархий. Так, в Московской (областной) епархии полагали, что воскресные школы в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования могут быть закрыты органами государственной власти. Представители Санкт-Петербургской епархии говорили о перегруженности учебного плана. В результате в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица. Были отредактированы основное содержание программ и учебный план.

Принятые в 2012 году документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся в воскресной школе. Вместе с тем Стандарт представляет собой ориентир для всех приходских и монастырских воскресных школ.

Весь пакет документов для воскресных школ является руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую мы стремимся к главной нашей цели — воспитанию ребенка в Церкви.

Следующий важный этап на пути к созданию полноценной системы воскресных школ — разработка нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по основам православной веры.

Стандарт не преследует цели сделать школы однотипными, исключая из них авторские и инновационные подходы, а, наоборот, приветствует их, так как именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным Ее членом. Воскресная школа должна воспитать христианина, который при желании сможет реализовать себя в качестве приходского миссионера, социального работника или катехизатора, работая при этом в светском учреждении.

В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ставил задачу открыть воскресную школу при каждом приходе, большом или малом, ибо школа составляет неотъемлемую часть приходской общины. На данный момент количество воскресных школ в России составляет более 10 000. Уверен, эти показатели будут только расти.

Иерей Алексий Алексеев,
заведующий сектором православного образования ОРОиК РПЦ

ЖМП № 5 май 2013 /

http://e-vestnik.ru/analytics/pravila_raboty_voskresnyh_shkol/