Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Благотворительная трапезная

Русская трапеза – а именно так раньше именовалось на Руси меню. У нас в России всегда была трапеза. Это понятие еще осталось в церковной среде, как самой консервативной (и это хорошо) в нашем обществе, трудно расстающейся с традициями.

Богородичным Щегловским мужским монастырем Тулы приветствуется посещение и поклонение тульским святыням группами из местных общественных организаций, в том числе и молодежных, групп учащихся воскресных школ. Для таких групп, конечно, проводятся бесплатные экскурсии и трапезы, чаепития в монастырской трапезной.

Фоторепортаж о трапезной Богородичного Щегловского мужского монастыря Тулы - здесь

- К сожалению, нуждающихся и малоимущих в наше непростое время становится все больше. Открытие такой трапезной - посильная помощь нашего монастыря в социальной поддержке нуждающихся земляков, - отметил наместник обители архимандрит Клавдиан. – Здесь у нас чаще всего трапезничают те прихожане, которые сами оказывают обители помощь своим трудом, которые выполняют разные послушания.

Сегодня в братской трапезной двухразовое питание: в 12 (по праздникам – после поздней Литургии) все собираются на обед, около 20.00 (или после вечерней службы) начинается ужин.

Паломников встречают радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго - сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.

Трапеза подается достаточно скромная, особенно в пост: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью, картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Но вкус этих блюд... Он всегда поражает прихожан, а особенно паломников. Самое подходящее в этом случае слово – «неземной».

Братия так объясняет:

- Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в Киево-Печерском Патерике: «Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу - ели нечистоты, хвалящие - мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий».

Квашеная капуста бывает на столе трапезной с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придают привычной для россиян зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

Чревоугодие - опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда «засаливает душу», а соусы и консервы «разжижают тело». Для монахов прием пищи - духовный процесс. Молитва - во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи.

А сама обстановка светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души.

- Так и кухня мирянина, - сказал один монах, - должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной.

В монастырской трапезной несут послушания как трудники, так и трудницы – повара. Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов: первые любят просто вкусно покушать, а монахи делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

Здешние повара считают, что блюда надо подавать на стол красивыми.

- Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается, - сказала повар Светлана. - Я вообще заметила, что здесь стала очень хорошо готовить. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо.

До революции братские трапезы совершались в соответствующей части храма, который так и называется – Трапезный.

Пища – это часть культуры народа. Этим тоже можно мерить образованность и воспитанность. А суши и гамбургеры – это дань современности, некая мода, причем не совсем полезная, вкусная и питательная. Мы не ценим то, что имеем. А у нас есть интересное летописное описание нашей снеди. Известно о взварах, о старинных медах, которые готовились на протяжении нескольких дней. Рецепты приготовления медов до сих пор держат в секрете. Медовары ценились и раньше, а сейчас – на вес золота. В этом небольшом (имеется в виду кухня) – часть наших истоков, нашей культуры и история нашего народа.

Щи были неизменным любимым монастырским блюдом на протяжении веков. И сейчас щи умело готовят в монастырской трапезной. Ели их практически каждый день. Если по уставу разрешалось два варева, то второй «варевой едой» обычно была каша. Монастырский стол метко характеризует старая русская поговорка – «щи да каша – пища наша». Кашу могли заменять другие яства: горох битой или горох «цыженный» (гороховая гуща), капуста, лапша гороховая или кислая.

Каши были заправлены разными маслами, которых в старину было гораздо больше, чем сейчас. Мы знаем только льняное, конопляное, подсолнечное. Деревянным звалось оливковое. Семь видов растительных масел раньше были обычным явлением и использовались для создания разных вкусовых композиций.

В ходу было и маковое молоко. Мак растирали в воде, и через некоторое время эта жидкость приобретала белесый вид, напоминающий молоко. Его и добавляли в каши. Особо использовали маковое молоко постами. На Руси каши готовились по большей своей части на воде.

Путя – пшеничная каша, а кудря – пшеничная каша на овощных зварах с пряжеными овощами. Готовить ее совсем не сложно. Каши дают силы. И очень плохо, когда каша, настоящее русское блюдо, совсем исчезает из нашего рациона.

Трапеза, конечно, бывает гораздо разнообразней не в постные дни.

– Основа всего - монастырский уклад, – считают монахи. – Нужно помнить, что человек – двухсоставное существо – телесно-духовное, – и, если будут духовные силы, появятся и телесные. В монастыре важно не пропускать братский молебен, стараться быть на Литургии, если ты в сане – обязательно служить. Иной раз чувствуешь, что сил совсем не осталось, заботы совсем вымотали... А совершил литургию или просто принял участие в Богослужении – и ты совсем другой человек! Если правильно расставить приоритеты, все начнет получаться.

Известна история о том, как к отцу Кириллу (Павлову) пришел монах и стал жаловаться, что у него что-то не ладится. Старец ответил: «Разве прекратили служить Литургию? Отменили братский молебен? Перестали исповедовать в Предтеченском храме? Нет? Тогда что же ты говоришь, что все идет не так?..»

Он имел в виду, что все главное – на своем месте. Даже если нет сил, нужно понудить себя, прийти все-таки на братский молебен, постоять с братией, поскорбеть, поблагодарить, попросить святых заступников – и все наладится. Проблемы будут, но в другом измерении и незаметным для нас образом. Это так - по-монастырски.