Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

08.04.2018
Паломническая поездка в праздник Светлого Христова Воскресения в Воскресенский Ново- Иерусалимский монастырь.
Пасха Христова - Торжество из Торжеств, об этом, в частности, говорит в своем Слове на этот праздник святитель Епифаний, епископ Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху Великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, Светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый.
Группа паломников отправилась в свое Пасхальное путешествие вечером, 7 апреля. Время в дороге пролетело практически незаметно. Православный экскурсовод Любовь Александровна Молчанова очень познавательно и подробно рассказывала об истории святой обители, которую предстояло посетить, о патриархе Никоне, трудами и стараниями которого был основан Воскресенский Ново – Иерусалимский монастырь. Были просмотрены фильмы о святынях обители. Совместная молитва объединила участников поездки. Настроение у всех было радостное и приподнятое в преддверии встречи Великого праздника – Пасхи.
В Новый Иерусалим группа приехала задолго до начала Пасхальных богослужений, чтобы, не спеша заказать молитвенные поминовения о себе и близких, приложиться к Святой Плащанице, принять участие в Таинстве Исповеди.
Время приближалось к полуночи. Настало время первого богослужения – полунощницы. Перед Святой Плащаницей был прочитан канон Великой Субботы, повествующий о погребении Христа, после чего она была внесена в алтарь и положена на престоле, где она будет находиться до праздника Вознесения Господня , в знак 40-дневного пребывания Воскресшего Иисуса Христа на земле.
А далее под ликующий , праздничный перезвон колоколов, под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», паломники, заботливо прикрывая пламя свечей от прохладного ночного весеннего ветерка, приняли участие в многолюдном торжественном Крестном ходе.
По окончании Крестного хода , знаменующего собой шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю, перед закрытыми дверями храма в честь Воскресения Христова была совершена Пасхальная заутреня, во время которой после начального возгласа впервые звучит гимн Светлого Христова Воскресения: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Здесь же впервые прозвучало Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!».
Затем все вошли в храм, где совершилось самое торжественное богослужение в году — Пасхальная утреня.
Белые, а затем красные облачения священников, общая молитва и праздничные песнопения создавали особую, радостную атмосферу Пасхального богослужения.
Все паломники приняли участие в Божественной Литургии и причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии все верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»
По завершении богослужения, которое длилось почти 4,5 часа, паломники поклонились святыням обители : ковчегу с десницей святой мученицы Татианы Римской, помолились перед чтимой Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы, перед иконой Божией Матери «Троеручица» (список с чудотворной иконы), у подобия часовни Гроба Господня, у гробницы патриарха Никона . Приложились к Камню Помазания, спустились в подземную церковь в честь святых Константина и Елены. В Успенском приделе Воскресенского собора участники поездки благоговейно приложились ко кресту-мощевику с частицами Креста Господня и мощей святых.
Из рассказа экскурсовода паломники узнали, что на гробнице патриарха Никона, которая находится в Предтеченском приделе, неоднократно происходили чудесные явления исцеления людей, а также о других многих чудесах, случающихся в этом святом месте. Например, каждую Крещенскую ночь, стремительное течение Истры, которую называют здесь Иорданом, внезапно останавливается на несколько минут. Этот факт был неоднократно зафиксирован, но объяснения ему нет и поныне. А на горе Фавор стоит удивительно мягкий микроклимат, намного мягче, чем в остальном Подмосковье: тут вырастают красивейшие экзотические цветы.
- Слава Богу, что у нас в России есть такое чудо! Не все могут попасть в Иерусалим, но почти каждому доступен Новый Иерусалим с его святынями и памятью о последних днях Иисуса Христа перед распятием. Поклонившись каждой святыне и, стоя перед ней, вспоминаешь все свои грехи и каешься в них, зная, что Господь здесь ближе, чем где- либо. Невольно вспоминаешь и наш общий грех – грех наших предков, грех предательства нашей веры и разрушения храмов. Вспоминаешь всё самое скверное и приносишь покаяние, - сказала Галина Антонова.
Воскресенский Ново–Иерусалимский монастырь является уникальным строением: и по замыслу, и по воплощению. Верующих не покидает непередаваемое чувство благодати в этой обители. Отцом-основателем ее был легендарный патриарх Никон. Это случилось в 1656 году , когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего – вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но блаженно почил на пути из ссылки и был погребён. После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор в честь Воскресения Христова был освящён. Таинство совершил патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.
Патриарх Никон строил монастырь, как свою резиденцию, и стремился воплотить в постройке мечту о «Третьем Риме» в России. Он выбрал это красивое место по наитию, случайно остановившись здесь на пути из Москвы на Валдай. Оглядев окрестности, он осознал, что местная природа удивительно схожа с местами Святой Земли. И хотя, лично он в Палестине не бывал, но отлично знал ее по книгам и картам. Поэтому быстрая река Истра, по его мнению, напоминала реку Иордан, рядом отыскались аналоги библейским холмам и Гефсиманскому саду. Холм, возвышающийся над рекой, ассоциировался у Никона с горой Сион, тут- то и было принято решение о создании Нового Иерусалима.
Строительство монастыря началось с возведения белокаменного Воскресенского собора, причем патриарх настаивал, чтобы он был скопирован с прообраза – древнего храма в честь Воскресения Господня в Иерусалиме. Для этого, холм, который был похож на гору Сион, увеличили в высоту, а русло реки изменили. Маленькая речушка около монастыря, была названа Кедрон, как в Библии. Чуть позже в монастыре и его окрестностях появились аналоги множества палестинских христианских святынь: кладезь Самаритянки, Силоамская купель, гора Фавор, Гефсиманский сад, а монастырские земли стали называться Египетская страна, гора Елеон, Вифания. Идея Святейшего патриарха о воссоздании на родных просторах христианских святынь Палестины, удалась на славу: очень скоро монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье обрел громкую славу и в него потянулись тысячи паломников.
В начале XIX века Ново - Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.
Вплоть до Октябрьской революции, обитель была богатой и процветающей, но в 1920 году, была переименована в музей, к слову, музей тут и поныне. Огромный ущерб монастырю был нанесен в период Второй Мировой войны, когда, отступающие фашисты заминировали и подорвали здание Воскресенского собора, колокольни и часть башен. Тогда же, были почти полностью уничтожены музейные фонды. Усиленное восстановление в этих Святых местах началось перед Олимпиадой в Москве: к ее открытию провели масштабные реставрационные работы, был разбит ландшафтный парк. Сегодня паломники могут увидеть здесь великие памятники русского деревянного зодчества: прекрасную церковь Богоявления, скромную часовню, аутентичную крестьянскую усадьбу Кокориных и романтичную ветряную мельницу.
Воскресенский собор на сегодняшний день является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах сохранились уникальные иконостасы, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров.
После поклонения святыням обители паломники побывали у святого источника и осмотрели скит Патриарха Никона. Этот скит был устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда патриарх удалялся во время постов из своей обители.
- Эта поездка произвела на меня сильное впечатление. Я получила духовное обогащение, во всем чувствовалась Божья Благодать. Огромное эстетическое наслаждение. Воскресенский собор потрясает своим великолепием. Внутри мы увидели темницу, где ждал казни Христос, и Кувуклию — мраморную часовню в центре храма, символизирующую место, где был погребён Иисус, где Он Воскрес, и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме. Я просто дышала той святостью, которую ощущаешь, находясь в той обители. А Божественная Литургия по Пасхальному чину, пение на клиросе, причастие... Пасхальная радость!!! Слава Богу за всё!!! – Рассказала Ирина Миронова.
С сердцем, наполненным чувством духовной радости и всеобъемлющей любви к каждому человеку, паломники отправились в обратную дорогу.


Возврат к списку