Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

15.07.2022
Архивный фотоальбом о восстановлении обители
Архивный фотоальбом о восстановлении обители
По благословению архимандрита Клавдиана, публикуем архивный фотоальбом о восстановлении монастыря. Альбом был составлен по благословению протоиерея Ростислава Лозинского, прихожанином обители Владимиром Николаевичем Сухопаровым, он с группой единомышленников вложил много трудов в восстановление Щегловского монастыря. На одном из занятий в воскресной школе интервью с Владимиром Николаевичем провела заместитель директора воскресной школы Римма Николаевна Сорвина. Фото. 

Р.Н.: - Дорогие родители, дети, мы пишем летопись монастыря, сегодня мы пригласили краеведа, многолетнего прихожанина обители Владимира Николаевича, долгие годы он участвовал в реставрации монастыря после его открытия. Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как началось восстановление обители.

В.Н.: - Когда монастырь закрыли, в разоренных корпусах стали жить семьи, даже в домике Василия Макарухина. В 1988 году, ещё при владыке Германе, образовалась община по восстановлению обители и была организована двадцатка, в которую вошёл и я. Было много бумажной работы по сбору подписей, параллельно я расспрашивал жителей. Они показывали мне ранние захоронения монастыря. При советской власти нам долго не разрешали открывать обитель. Но, однажды, нас вызвал секретарь епархиального управления отец Димитрий (Кудала) и сказал, что монастырь будет передан в епархиальное управление.

Первый субботник состоялся 16 марта 1990 г, было 45 человек, приехал владыка Серапион и всем подарил иконки Спасителя и Божией Матери. Первым делом мы очищали верхний храм собора. Там стояли кирпичные перегородки, верстаки, было много битого кирпича. В первый день мы нагрузили 7 грузовых машин битого кирпича и бревен. После работы мы регулярно приходили восстанавливать обитель. Я топил печку буржуйку, просушивал стены нижнего храма. Здесь в то время располагались реставрационные мастерские. К Никандровскому храму был пристроен цех из шлакоблочного кирпича. Станки вывезли, но остались ямы  засыпанные песком - подушки под станки. В этих ямах находились захоронения, я лично видел множество костей. В нижнем храме собора располагалась кузня. Так мы и трудились, поначалу убирая мусор, все это время я также вел перепись.

Первой игуменьей была Иннокентия. До  этого она работала в ОТК Комбайнового завода и была прихожанкой храма святого Димитрия Солунского. Обитель была в безобразном, разрушенном состоянии. Был составлен реставрационный проект, но от него пришлось отказаться, так как он был очень дорогой, поэтому восстановление шло без проекта. Неоценимую помощь оказывал директор комбайнового завода Владимир Дмитриевич Дронов. Он выделял технику, инструменты и всегда шел навстречу. Я спрашивал у добровольцев, что им необходимо, давал список игуменье на подпись, а потом и шел к Владимиру Дмитриевичу с просьбой.

Затем восстановление продолжала игуменья Игнатия. Помню, идёт она по территории, а мы сажаем малину. Спрашивает: «Кто мы такие?».  Так и познакомились. Она прибыла из монастыря, недалеко от Дивеево, где старец Илиодор предсказал ей быть игуменьей.

После многих лет запустения в 1990 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Собор монастыря уникален тем, что он единственный в мире, освящённый в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница".
Хочется показать вам дореволюционные снимки обители.
В монастыре был принят устав Глинской пустыни, она находилась в Курской губернии и была известна своими старцами. По определению священного синода, Глинские старцы внесли наибольший вклад в это время в распространении православия на Руси. Старцы расходились по большим обителям, таким как, Оптина Пустынь, прибыли они и в Щегловский монастырь. По собранным мною сведениям, сюда прибыло 17 монахов.

Московский купец Василий Макарухин тайно давал деньги на строительство  обители, позже он принял здесь постриг. Нынешний паломнический центр был его келейным домом. Там находилась большая библиотека. У монастыря было подворье - Покровский храм.

На территории монастыря было множество захоронений, и мы решили поставить крест, он был изготовлен на заводе Тулачермет. Мы установили его 30 лет назад за храмом преподобного Никандра Псковского, где были расположены три могилы. К сожалению, неизвестно чьи это захоронения. 5 января мой духовный наставник доктор богословия отец Ростислав Лозинский, освятил этот крест, позже мы посадили там туи.

На территории монастыря, за собором, находится захоронение Александра Гавриловича Бочарникова, который спроектировал и построил множество храмов в Туле и области. Мы хотели отлить чугунное надгробие, но не хватило финансирования.
В США мой друг игумен Герман выпускает журнал "Русский паломник", он давно интересовался этим монастырем и даже опубликовал статью об обители. Монастырь славился старцами, особенно известен был старец Дометиан, в схиме Серафим.В журнале, который я принес показать вам, опубликованы воспоминания уроженца Алексина, архимандрита Герасима (Шмальца). Он несколько раз бывал у старца.
Первый храм, построенный на территории обители – домовый храм Успения Божией Матери. Из Киевской лавры были привезены камни и положены в основание дома. К сожалению, в архиве нет материалов о месте упокоения старца Дометиана. Предание говорит, что он похоронен под папертью - ступенями соборного храма, где сейчас располагается крыльцо.

В обители принял монашеский постриг митрополит Евлогий (Георгиевский), видный церковный деятель, возглавлявший кафедру в Париже. Сохранились и его воспоминания об обители. Новомученник епископ Ювеналий также вышел из монастыря. Он был расстрелян в 30-х годах. Епископ Иринарх также был выходцем обители.

Р.Н.: - Расскажите, пожалуйста, о известных захоронениях на территории монастыря.

В.Н.: - Доподлинно известно, что могила старца Варсонофия находится в алтарной части собора. Матушка Иннокентия не знала, где находилось захоронение и хотела поставить баки для святой воды на то место. После этого недоразумения мы стали восстанавливать захоронение. Зимой приходилось отбивать замёрзший песок и кирпич за храмом и складывать из них надгробие. Отец Ростислав пожертвовал крест, но нигде не могли найти икону Варсонофия  - святого покровителя основателя монастыря. Я позвонил другу в Нью-Йорк, и он прислал копию с иконы, которую мы поместили над гробницей. К 18 февраля, дню памяти святого, все было восстановлено. Также мы сделали там оградку, которая сейчас перенесена на клирос нижнего храма.

Под средним алтарем располагается две могилы, которые мы не смогли оформить, так как модельщик просил 1 млн. рублей за работу, а у нас не было денег даже на хлеб, питались картошкой со своих участков. Около алтарной апсиды находится могила духовника обители Никандра, сейчас эти захоронения не оформлены.
Рядом с алтарем был расположен Склеп Александра Гавриловича Бочарникова, в годы гонения он был разорен. Недалеко от него находилась могила архимандрита Иоанна. Под сводами южного предела, где в советское время была кузня, находится могила иеросхимонаха Иеронима. Об этих людях можно найти информацию в архивах. И немного дальше находится могила настоятеля Арсения.
Вне стен собора, напротив его абсиды, и второго окна Никандровского храма расположена могила Александра Гавриловича Бочарникова, который и составил проект монастыря. На ней раньше распологался четырехконечный литой чугунный крест. Отец Ростислав мечтал его восстановить. Александр Гаврилович - сын иеросхимонаха Иеронима.
Рядом с Бочарниковыми погребён благотворитель Александр Никитич Добрынин, он был братом главы города. По Туле много захоронений этого почетного рода, представители которого  много средств жертвовали на обитель. Известно, что земли с огромными садами вокруг монастыря принадлежали им, а они передали их в дар обители.
В том же ряду, к северу, расположена могила строителя Жабынской  пустыни Феодосия. Об этих захоронениях мне рассказали жители в 80-х годах.

Много трудов понесла игуменья Иннокентия в обители, затем ее отправили в Папоротку, там она и похоронена. Ее место заняла игуменья Игнатия, часть монахинь приехало из Троице-Сергиевой лавры, некоторым позже давали подворья, одним из которых стал Венев монастырь.

Много было приложено трудов для восстановления обители. Когда мы очищали подвалы храма Никандра Псковского, мы вынесли оттуда несколько тысяч коньков, там был склад спортинвентаря. Наша работа также заключалась в сносе гнилого кирпича со стен, очистке сводов колокольни и собора от полуметрового слоя голубиного помета. Помню за 3 дня работы мы получили сильное отравление. На протяжении 10 лет, я вел летопись восстановления обители и показывал ее отцу Ростиславу. Когда подготовили проекты восстановления шатра колокольни он выбрал и благословил один из них. Схемы передали на комбайновый завод, где сделали шатер колокольни.

Р.Н: - Владимир Николаевич, от кого же шло финансирование этих работ.

В.Н.: - Государство не помогало, это были тяжёлые годы, помогал директор комбайнового завода Дронов и прихожане обители.
Мы также сажали яблони на территории обители, очень помог активный прихожанин монастыря, бывший кузнец Павел Михайлович, он привозил вишни, сливы, кусты шиповника, боярышник, а мы сажали. Он мечтал, что уставшие матушки, после службы могли бы подкрепить свои силы спелыми вишнями.

Теперь, когда идёшь с крёстным ходом, вдоль стен, приятно вспоминать, что многие деревья были посажены своими руками. Земля была очень бедная, 90 процентов составлял шлак, который приходилось просеивать.

Под праздник Казанской иконы Божией Матери в обитель пришли монахи, а женский монастырь переехал в поселок Горелки и в Папоротку.



Возврат к списку