Новости21.11.2019
Документы из государственного архива Тульской области
![]() Документы из государственного архива Тульской области о Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы.
Памяти старца-иеромонаха Щегловскаго монастыря Никанора Тульский Щегловский монастырь понес на днях тяжелую утрату, - скончался старец-иеромонах Никанор, в мире Николай Феодорович Мусатов. Замечательно поучительна была жизнь этого старца-иеромонаха, и как назидательна; особенно в наше время - времякакой-то всеобщей безумной погони и увлечения за всякими ничтожными житейскими благами, когда как будто совсем начинает забываться великий завет Христа об «едином на потребу». Вот почему ныне чувствуется в нас какая-то особая потребность разсказать хотя немногое из того, что удалось собратьот почитателей о жизни сего великаго подвижника; узнать котораго лично и, так сказать, более близко привелось нам уже совсем недавно, когда почивший старец приблизительно за год назад явился к нам, в духовную Консисторию, за ставленническим допросом перед рукоположением во иеромонахи. Почивший происходил из состоятельной, даже богатой семьи Московских купцов Мусатовых, издревле имевших наклонность к тихой молитвенно-созерцательной монастырской жизни. Отец его много помогал монастырям, в том числе Щегловскому, устроенному дядею покойнаго - схимонахом Варсанофием, в мире Василием Ивановичем Макарухиным, богатым Московским купцом.
Когда был в мире, почивший Николай Феодорович поддерживал Щегловский монастырь, и по заслугам может назваться крупным благодетелем монастыря, - так много им сделано для благосостояния и украшения сей обители. Поселился Н. Ф. на жительство в монастырь еще во цвете лет (35-37 лет от рождения), когда ему так улыбалась, судя по обычным житейских воззрениям, жизнь. Дядя ему оставил громадный (в сотнях тысяч) капитал и большое торговое дело; но особая любовь к дяде, бренные останки котораго, по предсмертной воле, верным ему до гроба племянником были погребены в Щегловском монастыре, под храмом, устроенным на его же пожертвования, -привела иЕФ.в эти ранние годы под сень обители. Это было вскоре после смерти дяди, лет 30 назад; и с тех пор до самой смерти почивший не оставлял Щегловской обители, ставшей ему уже как бы родною, подвизаясь наравне с монашествующей братией в строгости поста и молитвы. Молиться же за службами церковными почивший любил, кажется, всего больше на свете и, как идет молва в среде братии, кажется не было случая, когда бы не был сей Божий старец у службы уже с первым ударом колокола; и так - в течение долгих 30 лет, задолго до пострижения в монашество. Широко за все это время проявляется общественная благотворительная деятельность Николая Феодоровича. Не было, кажется, такого добраго предприятия, на которое бы не откликнулся Н. Ф. своею жертвою, иногда в больших суммах, и это особенно - на пользу Щегловскаго монастыря.
В каких только обществах и братских благотворительных установлениях не состоял Н. Ф. по многу лет в числе самых деятельных членов; в отчетах каковых общественных установлений в числе первых всегда красовалось его благородное имя, как крупнаго благотворителя. Высоко сознавал Н. Ф., как важно для народа школьное обучение, основанное на началах веры и высокой христианской нравственности. И вот, когда, по благословению Свят. Синода и с Высочайшаго одобрения, началось ныне громадное уже церковно-школьное дело па Руси, Н. Ф. почти в числе первых полагает, с благословения ныне покойнаго Архиепископа Тульского Никандра, как бы начало этому новому делу в Тульской епархии, под сению святой обители. Он жертвует большой капитал и строит на усадьбе Щегловскаго монастыря, на окраине Тулы, невдалеке от обители,церковь-школу; зданием каменную, очень просторную, со всеми удобствами, при роскошной школьной обстановке. Не оставляет затем этого, как бы излюбленнаго, своего детища, и во все последующее время, по много раз в году посещая свою школу и наделяя щедрою рукою детей-школьников книжками и всякими подарками. За то как горячо дети любили Н. Ф., как родного отца. В монастыре не было своего особаго лазарета... Опять является па помощь Н. Ф.; дает большую сумму, строит в монастыре особую больницу, и не жалея средств обставляет ее
самым лучшим образом, по отзывам врачей-специалистов, по последним научным требованиям медицины; что особенно было ценно, так как, за отсутствием своего особого лазарета, братия Щегловской обители, в виду дальности разстояния от города, испытывала до того времени немало лишений. Больница эта сослужила службу и для наших дорогих воинов;
Парфения, больница эта была приспособлена под Епархиальный Лазарет для раненых воинов, - сначала на 10 кроватей, а затем - на 25 кроватей. И почивший старец Божий Н. Ф. до последних дней своих имел всегда большое желание потрудиться для наших дорогих воинов, от времени до времени вкладывая свою щедрую лепту в это святое дело. На средства почившаго Н. Ф. был, затем, построен в Щегловском монастыре 2-этажный дом-особняк, в котором почивший имел для себя пребывание за все 30 лет своего жития в обители. Дом этот по смерти Н. Ф. поступает также в пользу обители. Но особенно много потрудился Н. Ф. при построении Покровскаго в Туле подворья Щегловскаго монастыря. Первая крупная лепта уже при самом возникновении мысли о создании подворья была прежде всего сделана от Н. Ф., которым было дано 18.000 руб. на покупку усадьбы и дома для подворья от наследников известных в Туле купцов Тюниных. Когда же стал строиться храм на подворье, не счесть, сколь много сделано было
Н. Ф. тайных пожертвований, так как почивший не любил огласки и свои приношения делал всегда, по своему крайнему смирению, тайно - во славу Божию. При таких благотворениях, все свое когда-то громадное (в сотнях тысяч) состояние Н. Ф. раздал еще при жизни; впоследнее же время, от некогда большого состояния не осталось положительно ничего, кроме одного добраго имени его бывшаго обладателя, - этого редкаго и почти исключительнаго в наши дни благодетеля. Менее года тому назад почивший Н. Ф. принял монашество с наречением имени Никанора; и тогда же был рукоположен во иеромонахи, с возложением на него, как старейшаго из братии, обязанностей благочиннаго. Уже с первых дней полюбила его братия в монастыре за его тихий, добрый, ласковый нрав, за его всегдашнюю приветливость, какое-то тихое незлобие и всепрощение. Вот почему день пострижения его в монашество был великим духовным торжеством в обители. И в самом деле, нельзя было не полюбить Н. Ф. за его смирение, за его такую особую покорность судьбе. Но пришел конец и для великих подвигов сего Божия старца. Недавно о. Никанор заболел; поехал к врачам - специалистам в Москву и там на руках близких своих родных волею Божиею скончался.
Из Москвы на другой день бренные останки почившаго о. Никанора, согласно его последней предсмертной воле, были перевезены Казначеем монастыря иеромонахом Иринеем в самом простом досчатом гробе в любимую его Щегловскую обитель; и здесь, после отслужения торжественнаго парастаса и на другой день (24 апреля) заупокойной божественной литургии и после отпевания, преданы земле в том самом семейном склепе, под главною церковью монастыря, где была столь любимая могила дяди его - схимонаха Варсонофия. Обряд погребения и все службы были совершены с особою торжественностью всею братиею монастыря, во главе с наместником монастыря Игуменом Силою, котораго особенно любил почивший при жизни, и которые в своих молитвах отдали почившему свой последний долг. Усердно молились у гроба его призреваемые в монастырском лазарете раненые воины, для которых столь много сделано при жизни почившим, усердно молились и все его почитатели, во множестве притекшие в этот день в монастырь, из далеких мест, чтобы поклониться праху своего благодетеля и как бы отдать последний свой долг тому, кто всю жизнь свою отдал на служение Богу и для ближняго. Мир праху его; да будет легка ему земля... И. С-ч. «ТЕВ» № 21-22 1915
Возведение в сан архимандрита игумена Силы 24 мая, в церкви Щеглова монастыря, за литургией, Его Преосвященством, Преосвящ. Иувеналием был возведен в сан архимандрита наместник Щеглова монастыря игумен Сила. Такое редкое торжество привлекло массу народа, и по дороге в монастырь пришлось видеть толпы богомольцев из народа. За малым входом, после благословения Владыки, были возложены на игумена Силу палица, архимадричий крест и митра. Владыка громко произнес: «аксиос», и клир трижды пропел это величавое греческое слово. Нововозведенный о. архимандрит, обменявшись целованием руки со священнослужителями, стал на свое - первое место, и литургия продолжалась своим порядком. По окончании литургии, архимандрит Сила, разоблачившись, приняв благословение Владыки, в одной мантии вышел из алтаря и стал ниже солеи в ожидании жезла, который должен был вручить емуВладыка. Разоблачившись в алтаре, так же в одной мантии, Владыка обратился к нововозведенному архимандриту с своимархипастырским словом. Отметивши покорность, смирение и послушание о. Силы, Владыка указал, что именно эти качества снискали внимание Начальства и привлекли такую великую честь на о. архимандрита. Владыка предостерегал о. Силу, чтобы гордость не омрачила его имени, и чтобы он с большим рвением служил Господу, подавая пример братии.
Вручая жезл, Владыка сказал о. архимандриту: «прими этот жезл, символ власти твоей, и веди им паству твою с прилежанием от тленнаго к нетленному, от земных к небесному, как в древности Моисей, освободив народ израильский от рабства египетскаго, привел его в землю обетованную». О. архимандрит с благоговением выслушал слово Владыки и, приклонившись ему до земли, облобызал его плечи и руку. К концу литургии в Щеглов монастырь прибыл Высокопреосвященнейший Владыка Парфений. Народ ринулся емунавстречу, чтобы принять его благословение. Владыка всех благословил и, благословляя нововозведеннаго о. архимандрита, поздравил его с великою честью и привез ему в дар и благословение палицу. Умиленный о. Сила не знал, как и благодарить владыку. Отдохнувши несколько минут, Высокопреосвященнейший Владыка пожелал отслужить панихиду по новопреставленном иеромонахе Никаноре, который был великим благодетелем Щеглова монастыря. На месте вечнаго упокоения, под церковию, была отслужена панихида, и о упокоении души скромнаго иеромонаха, на его могилке, молились архипастыри. Благословив место упокоения о. Никанора, Высокопреосвященнейший Владыка побывал у колодца и пожелал посетить трапезу братии монастыря. По удару колокола стала собираться братия. ЕгоВысокопреосвященство воспользовался этим событием и сказал слово назидания монашествующей братии. Высокопреосвященнейший Владыка указал, что возведение в сан архимандрита
игумена Силы - честь не для него только, это - честь и для обители, и что поэтому торжество это - торжество монастыря. Поздравивши братию с этим торжеством, Высокопреосвященнейший Владыка указал, что самая главная добродетель монаха - его послушание. Так как данная Богом человеку воля склонна больше ко греху, то поэтому необходимо подчинить ее другому, старшему, который бы направлял ее на путь добродетели. Владыка много и задушевно говорил, а братия, стоя за столами, внимала словам своего архипастыря и Владыки. Благословив трапезу, Владыка отбыл. Ключарь Кафедрального Собора, свящ. Н.Алявдин. «ТЕВ» №25-26 1915
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА
Прошение московскаго купца Василия Ивановича Макарухина в Тульскую духовную консисторию о совершении на пожертвованные деньги в Тульском Богородичном общежительным монастыре в Щеглове ранней литургии с поминовением его родителей
Начать: 18.11.1885 г. Окончено: 26.11.1886 г. ГАТО Ф. №3 Он. №7 Д. №1848 Пожертвования. Богородичный, что в Щеглове, монастырь
По архиву № 232 Тульской Духовной Консистории По 1 столу №377 ДЕЛО по части члена прот. Николая Голубева О пожертвовании в Богородичный общежительный, что в Щеглове монастырь непрерывно-доходнаго билета в 10.000 рублей на свечи, ладан, вино и просфоры для совершения ранней литургии от Московскаго купца Василия Иванова Макарухина Началось 18 Ноября 1885 г. Кончено 26 Ноября 1885 г. Сдано в архив на 4 листах.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никандру, Архиепископу Тульскому и Белевскому и разных Орденов Кавалеру Московскаго купца Василия Иванова Макарухина, проживающаго в ТульскомБогородичном общежительном монастыре покорнейшее прошение. В Богородичном общежительном монастыре, что в Щеглове, по существующему порядку исправляется одна поздняя литургия, ранней же литургии не совершается. Проникнутый постоянною заботою о благосостоянии и процветании Богородичнаго монастыря и принимая во внимание, что положение и состояние монастыря вызывает потребность к учреждению служения ранней литургии для дальнейшаго развития и укрепления религиозно-нравственной жизни в обитателях и окружающей местности, зная недостаточныя средства монастыря, решился пожертвовать в пользу Богородичнаго монастыря, на предмет служения ранней литургии, капитал в 10.000 руб. серебром, на каковый уже приобретен мною именный 4% непрерывно-доходный билет № 25566 и 125566 с тем, чтобы между прочим ранняя литургия была совершена о моем здравии и опоминовении умерших моих родителей и родственников, а % с его капитала исключительно употреблялись на свечи, масло, ладан, вино, просфоры и прочия расходы, потребныя при служении литургии. Почему представляя при сем копию с означеннаго билета, смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить служение в Богородичном общежительном монастыре ранней литургии на вышеизложенных условиях. Ноября дня 1885 года. К сему прошению за болезнею своего дяди племянник его Потомственный Почетный Гражданин Николай Федоров Мусатов. №7098 Резолюция Его Преосвященства
21 Ноября. Консистории сделать надлежащее распоряжение:
1) О принятии жертвуемой суммы в Богородичный монастырь.
2) Об учреждении ранней литургии в сем монастыре и
3) О постоянном и неопустите льном вечном поминовении на сей литургии как самого жертвователя, так и упокоенных его родителей и родственников.
1059
Копия № 125566 № 25566
Капитал 10.000 р
1859 Государственный Непрерывно-доходный билет. На капитал десять тысяч руб. Богородичнаго общежительнаго монастыря, что в Щеглове, при гор. Туле, без права передачи по уступочной надписи. Капитал пожертвован Московским купцом Василием Ивановым Макарухиным на учреждение ежедневной ранней обедни за упокой усопших родителей и родственников, а именно: Иоанна, Евдокии, Веры, Юлии, Татианы, Григория, Василия, Евдокии, Феодора, Марии, Татианы, Иоанна и Василия. Доходы с капитала сего билета употребить на свечи, масло, просфоры, вино и ладан при богослужении и на прочия потребности при храме, приносящий доходы по четыре на сто в год с 1-го Мая 1885 года. За каждые полгода двести рублей. Платимые с 1-го Мая по 1-е Июня и с 1-го Ноября по 1-е Декабря.
Управляющий Государственною Комиссиею погашения долгов: (подпись).
Директор: (подпись).
Внесен в 22 Книгу под лит.Т стр. 5254 Печать
-
Бухгалтер (подпись). 5 Августа 1885 года.
1885 Ноября 25-го дня в Тульской Духовной Консистории по выслушании сего прошения с резолюциею №7098/1059
Приказали: Объявить резолюцию Его В. Преосвященства настоятелю Щегловскаго монастыря Иеромонаху Нафанаилу для точнаго ея исполнения и жертвователю купцу Макарухину для сведения.
Консистории билет записать на приход в церковныя книги и показывать в отчетах где следует.
Прот. Н. Голубев.
№6848 Указ отпр. по настоящему. Ноября 29 дня 1885 г.
|