Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

21.11.2019
Документы из государственного архива Тульской области
Документы из государственного архива Тульской области

Документы из государственного архива Тульской области о Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы.


Памяти старца-иеромонаха Щегловскаго монастыря

Никанора

Тульский Щегловский монастырь понес на днях тяжелую утрату, - скончался старец-иеромонах Никанор, в мире Николай Феодорович Мусатов.

Замечательно поучительна была жизнь этого старца-иеромонаха, и как назидательна; особенно в наше время - времякакой-то всеобщей безумной погони и увлечения за всякими ничтожными житейскими благами, когда как будто совсем начинает забываться великий завет Христа об «едином на потребу».

Вот почему ныне чувствуется в нас какая-то особая потребность разсказать хотя немногое из того, что удалось собратьот почитателей о жизни сего великаго подвижника; узнать котораго лично и, так сказать, более близко привелось нам уже совсем недавно, когда почивший старец приблизительно за год назад явился к нам, в духовную Консисторию, за ставленническим допросом перед рукоположением во иеромонахи.

Почивший происходил из состоятельной, даже богатой семьи Московских купцов Мусатовых, издревле имевших наклонность к тихой молитвенно-созерцательной монастырской жизни. Отец его много помогал монастырям, в том числе Щегловскому, устроенному дядею покойнаго - схимонахом Варсанофием, в мире Василием Ивановичем Макарухиным, богатым Московским купцом.


Когда был в мире, почивший Николай Феодорович поддерживал Щегловский монастырь, и по заслугам может назваться крупным благодетелем монастыря, - так много им сделано для благосостояния и украшения сей обители.

Поселился Н. Ф. на жительство в монастырь еще во цвете лет (35-37 лет от рождения), когда ему так улыбалась, судя по обычным житейских воззрениям, жизнь. Дядя ему оставил громадный (в сотнях тысяч) капитал и большое торговое дело; но особая любовь к дяде, бренные останки котораго, по предсмертной воле, верным ему до гроба племянником были погребены в Щегловском монастыре, под храмом, устроенным на его же пожертвования, -привела иЕФ.в эти ранние годы под сень обители.

Это было вскоре после смерти дяди, лет 30 назад; и с тех пор до самой смерти почивший не оставлял Щегловской обители, ставшей ему уже как бы родною, подвизаясь наравне с монашествующей братией в строгости поста и молитвы.

Молиться же за службами церковными почивший любил, кажется, всего больше на свете и, как идет молва в среде братии, кажется не было случая, когда бы не был сей Божий старец у службы уже с первым ударом колокола; и так - в течение долгих 30 лет, задолго до пострижения в монашество.

Широко за все это время проявляется общественная благотворительная деятельность Николая Феодоровича.

Не было, кажется, такого добраго предприятия, на которое бы не откликнулся Н. Ф. своею жертвою, иногда в больших суммах, и это особенно - на пользу Щегловскаго монастыря.


В каких только обществах и братских благотворительных установлениях не состоял Н. Ф. по многу лет в числе самых деятельных членов; в отчетах каковых общественных установлений в числе первых всегда красовалось его благородное имя, как крупнаго благотворителя.

Высоко сознавал Н. Ф., как важно для народа школьное обучение, основанное на началах веры и высокой христианской нравственности. И вот, когда, по благословению Свят. Синода и с Высочайшаго одобрения, началось ныне громадное уже церковно-школьное дело па Руси, Н. Ф. почти в числе первых полагает, с благословения ныне покойнаго Архиепископа Тульского Никандра, как бы начало этому новому делу в Тульской епархии, под сению святой обители.

Он жертвует большой капитал и строит на усадьбе Щегловскаго монастыря, на окраине Тулы, невдалеке от обители,церковь-школу; зданием каменную, очень просторную, со всеми удобствами, при роскошной школьной обстановке. Не оставляет затем этого, как бы излюбленнаго, своего детища, и во все последующее время, по много раз в году посещая свою школу и наделяя щедрою рукою детей-школьников книжками и всякими подарками.

За то как горячо дети любили Н. Ф., как родного отца.

В монастыре не было своего особаго лазарета... Опять является па помощь Н. Ф.; дает большую сумму, строит в монастыре особую больницу, и не жалея средств обставляет ее


самым лучшим образом, по отзывам врачей-специалистов, по последним научным требованиям медицины; что особенно было ценно, так как, за отсутствием своего особого лазарета, братия Щегловской обители, в виду дальности разстояния от города, испытывала до того времени немало лишений.

Больница эта сослужила службу и для наших дорогих воинов;
ибо уже сначала военных действий, с согласия почившаго Н. Ф. и с
благословения        Высокопреосвященнейшаго           Архиепископа

Парфения, больница эта была приспособлена под Епархиальный Лазарет для раненых воинов, - сначала на 10 кроватей, а затем - на 25 кроватей. И почивший старец Божий Н. Ф. до последних дней своих имел всегда большое желание потрудиться для наших доро­гих воинов, от времени до времени вкладывая свою щедрую лепту в это святое дело.

На средства почившаго Н. Ф. был, затем, построен в Щегловском монастыре 2-этажный дом-особняк, в котором почивший имел для себя пребывание за все 30 лет своего жития в обители. Дом этот по смерти Н. Ф. поступает также в пользу обители.

Но особенно много потрудился Н. Ф. при построении Покровскаго в Туле подворья Щегловскаго монастыря.

Первая крупная лепта уже при самом возникновении мысли о создании подворья была прежде всего сделана от Н. Ф., которым было дано 18.000 руб. на покупку усадьбы и дома для подворья от наследников известных в Туле купцов Тюниных. Когда же стал строиться храм на подворье, не счесть, сколь много сделано было


Н. Ф. тайных пожертвований, так как почивший не любил огласки и свои приношения делал всегда, по своему крайнему смирению, тайно - во славу Божию.

При таких благотворениях, все свое когда-то громадное (в сотнях тысяч) состояние Н. Ф. раздал еще при жизни; впоследнее же время, от некогда большого состояния не осталось положительно ничего, кроме одного добраго имени его бывшаго обладателя, - этого редкаго и почти исключительнаго в наши дни благодетеля.

Менее года тому назад почивший Н. Ф. принял монашество с наречением имени Никанора; и тогда же был рукоположен во иеромонахи, с возложением на него, как старейшаго из братии, обязанностей благочиннаго.

Уже с первых дней полюбила его братия в монастыре за его тихий, добрый, ласковый нрав, за его всегдашнюю приветливость, какое-то тихое незлобие и всепрощение.

Вот почему день пострижения его в монашество был великим духовным торжеством в обители.

И в самом деле, нельзя было не полюбить Н. Ф. за его смирение, за его такую особую покорность судьбе.

Но пришел конец и для великих подвигов сего Божия старца.

Недавно о. Никанор заболел; поехал к врачам - специалистам в Москву и там на руках близких своих родных волею Божиею скончался.


Из Москвы на другой день бренные останки почившаго о. Никанора, согласно его последней предсмертной воле, были перевезены Казначеем монастыря иеромонахом Иринеем в самом простом досчатом гробе в любимую его Щегловскую обитель; и здесь, после отслужения торжественнаго парастаса и на другой день (24 апреля) заупокойной божественной литургии и после отпевания, преданы земле в том самом семейном склепе, под главною церковью монастыря, где была столь любимая могила дяди его - схимонаха Варсонофия.

Обряд погребения и все службы были совершены с особою торжественностью всею братиею монастыря, во главе с наместником монастыря Игуменом Силою, котораго особенно любил почивший при жизни, и которые в своих молитвах отдали почившему свой последний долг.

Усердно молились у гроба его призреваемые в монастырском лазарете раненые воины, для которых столь много сделано при жизни почившим, усердно молились и все его почитатели, во множестве притекшие в этот день в монастырь, из далеких мест, чтобы поклониться праху своего благодетеля и как бы отдать последний свой долг тому, кто всю жизнь свою отдал на служение 

Богу и для ближняго.

Мир праху его; да будет легка ему земля...

И. С-ч. «ТЕВ» № 21-22 1915


Возведение в сан архимандрита игумена Силы

24 мая, в церкви Щеглова монастыря, за литургией, Его Преосвященством, Преосвящ. Иувеналием был возведен в сан архимандрита наместник Щеглова монастыря игумен Сила. Такое редкое торжество привлекло массу народа, и по дороге в монастырь пришлось видеть толпы богомольцев из народа.

За малым входом, после благословения Владыки, были возложены на игумена Силу палица, архимадричий крест и митра. Владыка громко произнес: «аксиос», и клир трижды пропел это величавое греческое слово. Нововозведенный о. архимандрит, обменявшись целованием руки со священнослужителями, стал на свое - первое место, и литургия продолжалась своим порядком. По окончании литургии, архимандрит Сила, разоблачившись, приняв благословение Владыки, в одной мантии вышел из алтаря и стал ниже солеи в ожидании жезла, который должен был вручить емуВладыка.

Разоблачившись в алтаре, так же в одной мантии, Владыка обратился к нововозведенному архимандриту с своимархипастырским словом. Отметивши покорность, смирение и послушание о. Силы, Владыка указал, что именно эти качества снискали внимание Начальства и привлекли такую великую честь на о. архимандрита. Владыка предостерегал о. Силу, чтобы гордость не омрачила его имени, и чтобы он с большим рвением служил Господу, подавая пример братии.


Вручая жезл, Владыка сказал о. архимандриту: «прими этот жезл, символ власти твоей, и веди им паству твою с прилежанием от тленнаго к нетленному, от земных к небесному, как в древности Моисей, освободив народ израильский от рабства египетскаго, привел его в землю обетованную». О. архимандрит с благоговением выслушал слово Владыки и, приклонившись ему до земли, облобызал его плечи и руку.

К концу литургии в Щеглов монастырь прибыл Высокопреосвященнейший Владыка Парфений. Народ ринулся емунавстречу, чтобы принять его благословение. Владыка всех благословил и, благословляя нововозведеннаго о. архимандрита, поздравил его с великою честью и привез ему в дар и благословение палицу. Умиленный о. Сила не знал, как и благодарить владыку.

Отдохнувши несколько минут, Высокопреосвященнейший Владыка пожелал отслужить панихиду по новопреставленном иеромонахе Никаноре, который был великим благодетелем Щеглова монастыря. На месте вечнаго упокоения, под церковию, была отслужена панихида, и о упокоении души скромнаго иеромонаха, на его могилке, молились архипастыри. Благословив место упокоения о. Никанора, Высокопреосвященнейший Владыка побывал у колодца и пожелал посетить трапезу братии монастыря. По удару колокола стала собираться братия. ЕгоВысокопреосвященство воспользовался этим событием и сказал слово назидания монашествующей братии. Высокопреосвя­щеннейший Владыка указал, что возведение в сан архимандрита


игумена Силы - честь не для него только, это - честь и для обители, и что поэтому торжество это - торжество монастыря. Поздравивши братию с этим торжеством, Высокопреосвященнейший Владыка указал, что самая главная добродетель монаха - его послушание. Так как данная Богом человеку воля склонна больше ко греху, то поэтому необходимо подчинить ее другому, старшему, который бы направлял ее на путь добродетели. Владыка много и задушевно говорил, а братия, стоя за столами, внимала словам своего архипастыря и Владыки. Благословив трапезу, Владыка отбыл.

 

Ключарь Кафедрального Собора, свящ. Н.Алявдин.

«ТЕВ» №25-26 1915


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА


Прошение московскаго купца Василия Ивановича

Макарухина в Тульскую духовную консисторию о

совершении на пожертвованные деньги в Тульском

Богородичном общежительным монастыре в Щеглове

ранней литургии с поминовением его родителей 


Начать: 18.11.1885 г.   Окончено: 26.11.1886 г.

ГАТО Ф. №3 Он. №7 Д. №1848

Пожертвования.               Богородичный, что в Щеглове, монастырь


По архиву № 232

Тульской Духовной Консистории

По 1 столу

№377

ДЕЛО

по части члена прот. Николая Голубева

О пожертвовании в Богородичный общежительный, что в Щеглове

монастырь непрерывно-доходнаго билета в 10.000 рублей на свечи,

ладан, вино и просфоры для совершения ранней литургии от

Московскаго купца Василия Иванова Макарухина

Началось 18 Ноября 1885 г. Кончено 26 Ноября 1885 г. Сдано в архив на 4 листах.



Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Никандру, Архиепископу Тульскому и Белевскому и разных Орденов Кавалеру

Московскаго купца Василия Иванова Макарухина, проживающаго в ТульскомБогородичном общежительном монастыре

покорнейшее прошение.

В Богородичном общежительном монастыре, что в Щеглове, по существующему порядку исправляется одна поздняя литургия, ранней же литургии не совершается.

Проникнутый постоянною заботою о благосостоянии и процветании Богородичнаго монастыря и принимая во внимание, что положение и состояние монастыря вызывает потребность к учреждению служения ранней литургии для дальнейшаго развития и укрепления религиозно-нравственной жизни в обитателях и окружающей местности, зная недостаточныя средства монастыря, решился пожертвовать в пользу Богородичнаго монастыря, на предмет служения ранней литургии, капитал в 10.000 руб. серебром, на каковый уже приобретен мною именный 4% непрерывно-доходный билет № 25566 и 125566 с тем, чтобы между прочим ранняя литургия была совершена о моем здравии и опоминовении умерших моих родителей и родственников, а % с его капитала исключительно употреблялись на свечи, масло, ладан, вино, просфоры и прочия расходы, потребныя при служении литургии.

Почему представляя при сем копию с означеннаго билета, смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить служение в Богородичном общежительном монастыре ранней литургии на вышеизложенных условиях. Ноября дня 1885 года. К сему   прошению   за   болезнею   своего   дяди   племянник   его Потомственный Почетный Гражданин Николай Федоров Мусатов.


№7098         Резолюция Его Преосвященства
21 Ноября. Консистории сделать надлежащее распоряжение:
1) О принятии жертвуемой суммы в Богородичный монастырь.
2) Об учреждении ранней литургии в сем монастыре и
3) О постоянном и неопустите льном вечном поминовении на сей литургии как самого жертвователя, так и упокоенных его родителей и родственников.
1059



Копия № 125566                                                          № 25566
Капитал 10.000 р
1859 Государственный Непрерывно-доходный билет. На капитал десять тысяч руб. Богородичнаго общежительнаго монастыря, что в Щеглове, при гор. Туле, без права передачи по уступочной надписи. Капитал пожертвован Московским купцом Василием Ивановым Макарухиным на учреждение ежедневной ранней обедни за упокой усопших родителей и родственников, а именно: Иоанна, Евдокии, Веры, Юлии, Татианы, Григория, Василия, Евдокии, Феодора, Марии, Татианы, Иоанна и Василия. Доходы с капитала сего билета употребить на свечи, масло, просфоры, вино и ладан при богослужении и на прочия потребности при храме, приносящий доходы по четыре на сто в год с 1-го Мая 1885 года. За каждые полгода двести рублей. Платимые с 1-го Мая по 1-е Июня и с 1-го Ноября по 1-е Декабря.
Управляющий Государственною Комиссиею погашения долгов: (подпись).
Директор: (подпись).
Внесен в 22 Книгу под лит.Т стр. 5254            Печать
-
Бухгалтер (подпись).                                                              5        Августа        1885        года.



1885 Ноября 25-го дня в Тульской Духовной Консистории по выслушании сего прошения с резолюциею №7098/1059
Приказали: Объявить резолюцию Его В. Преосвященства настоятелю Щегловскаго монастыря Иеромонаху Нафанаилу для точнаго ея исполнения и жертвователю купцу Макарухину для сведения.
Консистории билет записать на приход в церковныя книги и показывать в отчетах где следует.
Прот. Н. Голубев.
№6848 Указ отпр. по настоящему. Ноября 29 дня 1885 г.



Возврат к списку