Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

22.09.2016
В Торжествах принимает участие делегация Тульской митрополии. В составе делегации и архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 21 по 24 сентября в г. Москве проходят юбилейные торжества «Русь и Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», приуроченные к празднованию тысячелетия присутствия русских монахов на Святой Горе. В этих торжествах принимает участие делегация Тульской епархии. В составе делегации и архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы. Фото

21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского.

Накануне в храм Христа Спасителя был принесен ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. По завершении Литургии совершено славление у честных мощей преподобного Силуана Афонского.

В этот же день Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии выставки архивных материалов «Русь и Афон» в музейной галерее комплекса Храма Христа Спасителя и возглавил церемонию гашения художественной почтовой марки «1000 лет присутствия русских на Святой Горе Афон».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в среду после богослужения в храме Христа Спасителя открыл выставку "Русь и Афон", назвав Святую гору уникальным примером существования многонационального сообщества без противостояний и санкций.

- Афон по сей день являет собой образ вселенского православия. Являет собой пример того, как может существовать многонациональное сообщество — без войн, вражды и санкций", — сказал предстоятель Русской Православной Церкви.

Он отметил, что Святая гора Афон "аккумулировала духовные и интеллектуальные богатства всего православного мира", а празднование 1000-летия русского присутствия на ней призвано подчеркнуть значимость Афона всей полноты церкви, особенно для монашествующих. Монашество же, по его словам, сегодня переживает период расцвета, а юбилейные торжества призваны явить особенное значение монашеского подвига в жизни церкви.

Патриарх выразил благодарность российскому государству и всем, кто "близко к сердцу принял этот юбилей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший на открытии выставки "Русь и Афон" призвал политиков сохранить духовную общность двух стран.

- Афон, безусловно, это центр и русской, и славянской духовных культур, но в первую очередь — это место, где сохраняется древняя Византия — та Византия, в которой Русь получила христианство. Та Византия, которая очаровала русских людей своей духовной и культурной красотой", — сказал предстоятель Русской церкви. Он подчеркнул, что этот "осколочек Византии" сохранился на Афоне благодаря заступничеству Богородицы.

- Божия Матерь покрывает Афон своим покровом. И покуда она будет покрывать этим покровом Россию и Грецию, мы будем живы. Дай Бог, чтобы истоки нашей духовной общности не уходили из поля зрения в том числе и политиков. А если будут уходить, мы будем напоминать им об этом, — заключил патриарх Кирилл. - Здесь присутствует более 400 игуменов и игумений, то есть наместников и настоятелей монастырей Русской церкви и они прибыли сюда, чтобы обсудить актуальные проблемы монашества, традиций, обменяться опытом монашеского делания, - сказал патриарх накануне, открывая в Москве основные юбилейные торжества, которые продлятся до 24 сентября.

Научные исследования, раскрывающие духовную связь России со Святой Горой

21 сентября 2016 года в рамках праздничных мероприятий начала работать научная конференция «Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», в ходе которой заслушано 7 докладов.

Конференция прошла в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, возглавляющего Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

На пленарном заседании с докладами выступили:

доктор исторических наук, заведующий кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ М.В. Бибиков − «Русские монастыри на Афоне и Святой Земле в свете новых и малоизвестных источников»;

- Вскоре после принятия христианства Русью были созданы предпосылки для того, чтобы создалась монашеская братия, на Афоне учредили монастырь, откуда и черпались все истоки дальнейшего русского монашества», – рассказал руководитель отдела Института всеобщей истории РАН, профессор МГУ Михаил Бибиков. - Монахи, вернувшиеся с Афона, учредили первые монастыри на Руси. Один из них – Киево-Печерскую лавру – основал Антоний Печерский, или Антоний Русский, как его называли на Афоне. Было это при Ярославе Мудром. А первое письменное упоминание о присутствии русских монахов на Святой горе относится к 1016 году.

Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской Духовной семинарии П.В. Кузенков выступил с докладом «Святая Гора Афон в русско-византийских отношениях (IX−XV вв.)»;

доктор исторических наук, церковный историк, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М.В. Шкаровский − «Русское монашество Афона и российская церковная эмиграция в 1920–1930-е годы»;

кандидат богословия, доцент, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Августин (Никитин) − «Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина)»;

православный патролог, философ, доктор богословия Ж.-К. Ларше (Франция) − «Пророческая функция Афона в современном мире»;

проректор Казанской Духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) − «Архив святителя Феофана Затворника в библиотеке Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне»;

профессор Македонского университета К. Нихоритис (Греция) − «Святая Гора Афон как "кивот" русской православной традиции»;

доктор экономических наук, профессор, ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского В.Н. Иванова – «Казачество в защите духовного и культурного единства России. К 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон».

Большая часть докладов явилась плодом глубоких научных исследований, раскрывающих духовную связь России со Святой Горой.

На конференцию в Зал церковных соборов храма Христа Спасителя приехали священнослужители, политики, ученые не только нашей страны. Посол Греции в России Данаи-Магдалини Куманаку подчеркнула: многовековые отношения Руси и Афона нерушимы.

Схимонах Никодим, член Священного Кинота Святой горы Афон, говорил, что правители земли Русской выделяли крупные суммы монастырям удела Богородицы. В подтверждение демонстрировал хрисовул Елизаветы Петровны, а также говорил, что существует письмо настоятеля монастыря святого Павла – архимандрита Василия – к самодержцу всероссийскому Петру Великому.

- Там благодарность за неоднократно получаемую помощь, а также просьба вновь поддержать монастырь. Нам не известно, был ли дан ход этому прошению – это ещё предстоит исследовать», – отметил член Священного кинота Святой горы Афон, библиотекарь и хранитель архива святогорского монастыря святого Павла схимонах Никодим (Ранцинос).

В числе того, что еще предстоит обсудить – вопрос о канонизации русских сподвижников Святой горы.

Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви

22 сентября в четверг Божественная литургия была совершена в храме Преображения Господня Храма Христа Спасителя, а также и в монастырях Москвы, во время которых молились участники конференции. 22 сентября 2016 года в 11.00 в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось открытие Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица собравшихся.

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом.

- Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на открывшемся 22 сентября 2016 года Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. - Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

По словам Его Святейшества, уже с начала XI века была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу.

- В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось для мира в тот момент незамеченным: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона ушел на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского, — подчеркнул Святейший Владыка.

Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. По преданию Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. «Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, и Савву Вишерского, и Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках. А в XVІІІ столетии преподобный Паисий (Величковский) послужил возрождению русского монашества после потрясений екатерининской эпохи, которая нанесла огромный ущерб монашеской жизни, бытию монастырей в Российской империи», — добавил Предстоятель.

Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что в течение столетий происходил и другой важный процесс: «Русь давала Афону своих подвижников. В сонме преподобных афонских отцов сегодня насчитывается множество уроженцев земли Русской».

«Так переплелись история афонского и русского монашества, история святости. Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод — великое число угодников Божиих, которые ныне молятся о всех нас пред Престолом Царя Небесного», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

- В докладе Святейшего Патриарха говорилось о том, что «духовная жизнь человека … несет в себе огромный потенциал воздействия на окружающий мир, - рассказал о московских событиях архимандрит Клавдиан, принимающий участие в работе собрания игуменов и игумений. - Что даже самое уединенное монашеское богослужение способно влиять на окружающий мир. И примеры святых ясно об этом говорят. Монашествующие воздействуют на мир силой своей молитвы и силой духовного подвига.

После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы участников Собрания.

Далее были прочитаны доклады:

«История святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре» (иеромонах Кирион (Ольховик));

«Актуальность святогорских традиций в современной монашеской жизни» (митрополит Лимассольский Афанасий);

«Передача святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь» (архимандрит Калинник (Чернышов), игумен Климентова Инкерманского монастыря Симферопольской епархии).

В рамках программы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви прошла работа секций «Игумен и формирование духовного единства братства» и «Послушание как основа духовного возрастания братства».

По итогам собрания состоялась дискуссия по концепции разработки и составлению устава внутренней жизни монастырей (для игуменов и игумений).


Возврат к списку