Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.12.2021
Божес­твенн­ая литур­гия в седми­цу 27-ю по Пятид­есятн­ице, день памят­и свт. Спири­дона, еписк­опа Трими­фунтс­кого, чудот­ворца
Божес­твенн­ая литур­гия в седми­цу 27-ю по Пятид­есятн­ице, день памят­и свт. Спири­дона, еписк­опа Трими­фунтс­кого, чудот­ворца
25 декабря 2021 года, в седмицу 27-ю по Пятидесятнице, в день памяти свт. Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348),
архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Божественную литургию в храме в честь прп. Никандра Псковского в сослужении братии обители. Фото.

    Свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский чу­до­тво­рец ро­дил­ся при­мер­но в 270 го­ду в кипр­ском го­ро­де Ас­кия. Это бы­ло вре­мя же­сто­ких го­не­ний на хри­сти­ан. Свя­той ро­дил­ся в се­мье бед­ня­ка, по­это­му не по­лу­чил об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко по при­ро­де сво­ей был скро­мен, добр, оба­я­те­лен и мудр, за что его очень лю­би­ли окру­жа­ю­щие. Он ра­но же­нил­ся. У него с же­ной ро­ди­лась дочь Ири­на, ко­то­рую свя­той Спи­ри­дон сам же кре­стил и вос­пи­ты­вал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда его лю­би­мая су­пру­га скон­ча­лась, свя­той Спи­ри­дон от­дал дочь на вос­пи­та­ние цер­ков­ной об­щине и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

    Муд­рость, при­род­ный такт, сми­ре­ние и по­движ­ни­че­ство про­сла­ви­ли свя­то­го Спи­ри­до­на сре­ди жи­те­лей Три­ми­фун­та. Он так­же из­ве­стен чу­де­са­ми ис­це­ле­ния и су­гу­бой мо­лит­вы по прось­бам ве­ру­ю­щих. По­это­му, ко­гда скон­чал­ся мест­ный епи­скоп, свя­той Спи­ри­дон при все­об­щем одоб­ре­нии был по­став­лен на его ме­сто.

    Бу­дучи епи­ско­пом, свя­той Спи­ри­дон был при­ме­ром доб­ро­де­те­ли, сер­деч­ной чи­сто­ты и скром­но­сти. Он был щед­рым бла­го­тво­ри­те­лем и ни­ко­гда не от­ка­зы­вал в по­мо­щи то­му, кто к нему об­ра­щал­ся. А ес­ли че­ло­век про­сил де­нег, Спи­ри­дон го­во­рил: «вер­нешь, ко­гда смо­жешь». Го­во­рят, что один кре­стья­нин по­про­сил у свя­то­го зер­на. Тот от­ве­тил ему, мол, возь­ми в ам­ба­ре. На что кре­стья­нин вос­клик­нул: «Неуже­ли ты не пой­дешь и не по­смот­ришь, а вдруг я уне­су боль­ше, чем про­шу?» «Боль­ше, чем те­бе тре­бу­ет­ся, ты не уне­сешь, а вер­нешь столь­ко, сколь­ко смо­жешь», – от­ве­тил ему Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский.

    В 325 го­ду в Ни­кее по рас­по­ря­же­нию им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на со­сто­ял­ся Пер­вый Все­лен­ский со­бор, на ко­то­ром со­бра­лись епи­ско­пы из Азии, Аф­ри­ки и Ев­ро­пы. Вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Мир­ли­кий­ским при­сут­ство­вал на со­бо­ре и свя­ти­тель Спи­ри­дон. Он в част­но­сти всту­пил в спор с од­ним из фило­со­фов, при­гла­шен­ных им­пе­ра­то­ром и пе­ре­мет­нув­шим­ся на сто­ро­ну ере­ти­ка Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той не пы­тал­ся ни­че­го до­ка­зать ис­кус­но­му со­фи­сту и обез­ору­жил его пла­мен­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. Свя­той Спи­ри­дон ска­зал: «Един Бог! Он, со­тво­рив небо и зем­лю, а из зем­ли че­ло­ве­ка, со­здал все ви­ди­мое и неви­ди­мое Сло­вом и Свя­тым Ду­хом. Сын Бо­жий и есть Сло­во, ко­то­ро­му мы по­кло­ня­ем­ся и ве­ру­ем, что Хри­стос ра­ди на­ше­го спа­се­ния ро­дил­ся от Де­вы. Он од­ной сущ­но­сти с От­цом и име­ет с Ним рав­ную власть и до­сто­ин­ство. По­это­му Их долж­но по­чи­тать на­равне. Сын Бо­жий кре­стом и смер­тью осво­бо­дил нас от древ­не­го осуж­де­ния, а Сво­им вос­кре­се­ни­ем да­ро­вал нам веч­ную жизнь. Хри­стос, как мы ожи­да­ем, при­дет вновь и бу­дет Су­дьей всех на­ших дел и слов. Ве­ру­ешь ли ты в это, фило­соф?» Фило­соф не мог ни­че­го воз­ра­зить, но, как го­во­рит жи­тие, по­стиг глу­би­ну соб­ствен­но­го за­блуж­де­ния, по­ка­ял­ся и уж сам об­ли­чил Ария.

    Спи­ри­дон про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми. Он ис­це­лил тяж­ко бо­ля­ще­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция, по его мо­лит­вам вос­крес­ли уто­нув­ший мла­де­нец и его мать, скон­чав­ша­я­ся от по­тря­се­ния. Его дом был все­гда от­крыт для нуж­да­ю­щих­ся и стран­ни­ков, а серд­це – для ищу­щих прав­ды.

    Ико­но­гра­фия Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го необыч­на. На ико­нах свя­то­го Спи­ри­до­на при­ня­то изо­бра­жать в епи­скоп­ском об­ла­че­нии, за ис­клю­че­ни­ем од­ной де­та­ли. На его го­ло­ве, вме­сто епи­скоп­ской мит­ры – го­лов­ной убор, от­да­лен­но на­по­ми­на­ю­щий шле­мы рус­ских ви­тя­зей. На са­мом де­ле это трост­ни­ко­вая ша­поч­ка, ко­то­рые в Гре­ции но­си­ли пас­ту­хи. Этот го­лов­ной убор при­зван под­черк­нуть пре­ем­ствен­ность то­го де­ла, ко­то­ро­му по­свя­тил се­бя свя­той Спи­ри­дон. В мо­ло­до­сти он был про­стым сель­ским пас­ту­хом и пас овец и коз. А воз­гла­вив епи­скоп­скую ка­фед­ру, стал пас­ту­хом сло­вес­ных овец ста­да Хри­сто­ва.

    Так­же на ико­нах ино­гда его изо­бра­жа­ют с гли­ной в ку­ла­ке, из ко­то­рой ис­хо­дят огонь и во­да. Этот сю­жет вос­хо­дит к жи­тию свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на, ко­гда он об­ли­чал ере­ти­че­ское уче­ние Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той взял кир­пич и сжал его в ру­ке. Из него вы­рвал­ся огонь и ис­тек­ла во­да, а в ру­ке свя­то­го оста­лась мок­рая гли­на. Свя­ти­тель Спи­ри­дон об­ра­тил­ся к ви­дев­шим чу­до со сло­ва­ми: «Вот обо­жжен­ная пли­та ( кир­пич), в ко­то­рой со­еди­ни­лись три сущ­но­сти – гли­на, огонь и во­да. Так же един и Гос­подь, в ко­то­ром со­еди­не­ны три ли­ца: Отец, Сло­во и Дух». Как го­во­рит жи­тие, сто­рон­ни­кам Ария нече­го бы­ло воз­ра­зить. 


    Свя­ти­тель Ни­ко­лай Серб­ский не мог в сво­их про­по­ве­дях оста­вить без вни­ма­ния та­ко­го свя­то­го, как Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский. Один из гим­нов «Охрид­ско­го про­ло­га» он по­свя­тил имен­но ему. В крат­ких по­э­ти­че­ских стро­ках свя­ти­тель су­мел рас­ска­зать об од­ном из яр­чай­ших со­бы­тий в жи­тии свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го - об­ли­че­нии ари­е­вой ере­си на Пер­вом Все­лен­ском со­бо­ре в Ни­кее:


На Ки­п­ре вос­си­яв­шая звез­да и луч цер­ков­ный,
Спи­ри­дон, за­щит­ник чи­сто­ты ду­хов­ной,
Кро­ток, как мла­де­нец, це­ло­муд­рен, чист –
Для ми­ра – све­то­за­рен и бо­же­ствен­но лу­чист.


К че­му сло­вес оби­лие, коль ис­ти­на про­ста:
Се – Тро­и­ца Бо­же­ствен­ная, див­на и свя­та;
Един Гос­подь Тво­рец в трех Ипо­ста­сях рав­но­слав­ных:
В трой­стве От­ца и Сы­на вку­пе с Ду­хом все­дер­жав­ным.


На зем­лю эту греш­ную Сын к лю­дям сни­зо­шел.

Во чре­ве Де­вы чи­стой уго­то­вал Се­бе пре­стол,
Дабы спа­сти лю­дей по ми­ло­сер­дию без­мер­но­му,
И чу­де­са тво­рил Сво­ею си­лой все­усерд­но.


Но­вый За­вет и сло­вом, и де­лом пре­по­дал:

Жить во люб­ви и ве­ре че­ло­ве­ков на­зи­дал,
Про­слав­лен­ный От­цем, на небе­сах Он вос­се­да­ет.
Сво­их тру­дов пло­ды по­всю­ду ныне со­би­ра­ет,


Пло­ды Его слад­чай­шие в сем ми­ре неза­бвен­ны,

Огра­да, че­ло­ве­ков воз­во­дя­щая к спа­се­нию,
А вне ее – от смер­ти не об­ря­щешь из­бав­ле­ния.
О Спи­ри­дон пре­чуд­ный, о све­тиль­ник бла­го­да­ти,
Мо­лись о нас, Хри­стов во­и­тель в пре­не­бес­ной ра­ти.

azbyka.ru


Возврат к списку