Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.08.2021
Престольный праздник в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре
Престольный праздник в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре
9 августа 2021 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, небесного покровителя святой обители, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы состоялось торжественное богослужение. В день престольного торжества, в главном соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» праздничную Божественную литургию совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении игумена Агафангела, благочинного монастырей Тульской епархии, архимандрита Клавдиана, наместника монастыря, и духовенства обители. В завершении богослужения состоялся торжественный крестный ход. Фото.

В завершении богослужения Высокопреосвященнейший Владыка митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к верующим с пастырским словом.

В этот благословенный день престольного праздника на нашей Тульской земле, в сем богоизбранном уделе Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Единомысленно, единонравно, единочувственно, единодушно и единодейственно с братией Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, избранном уделе Божьей Матери, и со всей Православной вселенной.  Мы благочестно, молитвенно ублажаем  христианский образ жизни, до страданий и усечения главы и кровопролития за подвигоположенника Господа нашего Иисуса Христа, Явленный великомучеником Пантелеимоном. И за тот дар  благодати Святого Духа, Утешителя Душе Истины, который, став христианином, он стяжал, как свою собственную силу. В меру и степень своего доброхотного сходства в образе тех же самых мыслей, желаний, слов и поступков со Христом подвигоположенником и, поэтому мог и привлечь, и принять, и уместить, и удержать  дыхание Святаго Духа, единосущно пребывающего во Христе нераздельно, неразлучно, как своею собственную силою и качеством, и образом действования этой божественной силы, одарять всех окружающих.  И не только при своей земной жизни, в своей профессии, которую он приобрёл и в которой получил высокий статус и квалификацию будучи врачом особенным, а именно как бескорыстно получил от Бога дар ничтоже заплатил за него, а получил свободно, также бескорыстно и доброхотно это дар  умножал.  Уделяя от его дивных действований окружающим людям, как при жизни своей, так, тем более, по отшествии своём от земных  к небесным обитателям Отца Нашего.  

И сегодня, мы с вами, христиане 21 века, тоже задаемся, взирая на жизненный пример святого великомученика и целителя Пантелеимона, вопросом: что же такое то новое, что открывается  человеческому роду во Христе Иисусе? И что в нём человек познается, как новое творение, новое создание, почему? Потому, что в ветхом Адаме, который доброхотно, по плотской подсказке отца лжи и человекаубийцы изначало дьявола, отказался от естественного своего  богосданного предназначения быть жилищем Божьим, храмом нерукотворенным Святаго Духа, чтобы Им, дыханием Святого Духа мыслить, желать, чувствовать, говорить и действовать. А избрав совсем другое, чтобы всё это делать исходя из самого себя, поставив мерою всех вещей, ценностью всех ценностей, и получил то, о чём Дух Святой засвидетельствовал устами царя пророка и псалмопевца Давида, когда тот сказал:  «человек будучи в чести не уразумел что такое  в ней пребывать и находиться и доброхотно уподобился скотам бессмысленным и приложился к ним» (Пс. 48:13). И только Бог Слова, испросивший у Приснодевы Богородицы Марии доброхотный от неё Дар, им же созданного Адама первозданного, падшего и ставшего ветхим в этом своём скотоподобии, утратив внутри действующего и руководящего жизнью человека Утешителя Святого Духа.  Только Он, всегда  в себе имеющий Духа не привлекая Его извне,  а из самого себя всегда источая Его, как собственное и единосущное  божественное тождество, и инаковое, по отношению к нему, во образе восприятия и осуществления этого тождества,  Иисус Христос, как единородный  Божий Сын и Бог Слова, эту божественную реальность осуществляет, как предвечно и собезначально рождающийся от Отца, а Дух Святой также собезначально и предвечно от Отца  не рождающиеся, а  исходящий, и в Сыне почивающий, и во Христе Иисусе, в Его вочеловечении и воплощении вся полнота божества в человечестве Его прибывает телесно. В этом новизна нового Адама, в том, что привлекает Благодать Божию не извне, не как мы вдыхаем воздух, как мы привлекаем солнечный свет и тепло, и всё то многообразие окружающей нас реальности богосданного миробытия, претворяя всё это в свою собственную жизненную энергию, а из самого себя, источая это самую несозданную, божественную радостоносную жизнеутверждающую, животворящую силу Святаго Утешителя Духа Истины. И те, кто понимает честь и красоту этого нового явления в человеке, даёт возможность, через то, чтобы стать единомысленным, единонравным, единодушным и единодейственным.  И привлечь, принять, уместить и удержать в нём пребывающего Святого Духа уже ни как внешне привлекаемую силу, а всегда изнутри действующую. Поэтому, как мы сегодня с вами,  живя в 21 веке,  а целитель Пантелеимон жил на границе 3 и 4 столетия в Малой Азии на территории современной Турции, он тоже слышал, что и мы сегодня слышали,  что Апостол Павел оставил в завет своему ученику апостолу Тимофею  новизну своей жизни во Христе. Выявляя чем? Насыщением,  наполнением благодатью Божией, которая нам дана во Христе Иисусе,  новым даром, который Он посылает своим ученикам, говоря, что лучше вам, если Я пойду, потому что пошлю вам иного Утешителя, от Отца исходящего, Духа Истины (Ин.16:7),   и Он наставит вас на всякую истину, потому что от Моего возьмет и воспомянет всё, что вы слышали от Меня  (Ин.16:13-14),   поэтому Апостол Павел и говорит Тимофею,  чтобы он всегда носил в себе память о Иисусе распятом и Воскресшем. Который даровал возможность человеческому естеству в полноте носить Святого Духа, тем, что был послушен Отцу Небесному  даже до смерти и смерти крестной. Этой силой доброхотного волевого подклонения нашего человеческого хотения всеблагому Божьему  усмотрению, только возможно открыть в себе для человеческого естества приобретения Христовых свойств, как своих собственных в которых Дух Святой будет упокоеваться, как жидкость упокоевается в сосуд,  для неё приготовленный.  Поэтому, нам становится понятным, почему преподобный Серафим Саровский в XIX веке пересказал эту мысли Духом Святым открытую апостолам и всем святыми, на практике проверяемую  и доказываемую,  сказал о том, что цель нашей  христианской жизни в том, чтобы приобретать  благодать Святаго Утешителя Духа Истины.  Это и есть подлинное и настоящее христианство, приносящее радость, которую никто не сможет отнять. 

Наше здоровье тает с минуты на минуту,  богатство тоже утекает и  при последнем вздохе всё отнимается и никакой цены не имеет.  Если не Духа Святого будем искать и стараться приобретать всеми силами, то будем жить в совершенном безумии.  Но Господь не будет оставлять нас просто так свободно гибнуть  от этого безумия современного мира, призывающего к свободе, равенству и братству.  Только там, где Дух Господень, только там свобода от нашей самости и от всего страстного и греховного, смертоносного, что она собою несет в нашу жизнь. Мы видим всемирную пандемию, пожары по всему средиземноморью, которые не могут остановить.

Сильные пожары постигли остров Эвбея в Греции, где почивают мощи угодника  Божьего святого праведного Иоанна Русского, при Петре I оказавшимся плененным турками и прославленным Богом нетлением мощей и ходатайством, как и целитель Пантелеимон, за людей. Люди, изнывая от жары, оставались на этом острове и полагались на волю Божию.  И когда огонь подошёл к самому храму, где были мощи, из последних сил люди подняли мощи угодника и прошли крестным ходом. Не успев вернуться в храм, они увидели, что небо покрыли тёмные тучи  и хлынул сильнейший дождь.  Это произошло для того,  чтобы люди поняли, что всё земное, тленное не стоит того, чтобы оно собою застило единого на потребу, живого опыта в поисках Бога и доверия Ему.И Дух Святой выявил своё присутствие посреди них.

Так и мы, приходим и просим здоровья, но оно не должно закрывать собою главного - поиска Царства Небесного и правды Его, Святого Утешителя,  иначе всё рушится.  А когда Дух становится во главу угла, тогда да прилагается и здоровье,  и разнообразие окружающего нас мира прилагается в нашу жизненную энергию, всё приходит в благоразумие и достаток, всё уравновешивается.  «Научитесь от меня яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Но лукавый, враг рода человеческого, изливает на нас поток лживой и поганой информации,  которая  стала всем так необходима и нужнее, чем даже тепло и свет Солнца, чистый воздух. Как всё это застит  и отнимает от нас единое на потребу.  Дай Господь и нам с вами понять это и просить предстательства великомученика и целителя Пантелеимона, чтобы мы, в своём пути жизни, стали во Христе Иисусе новой тварью,  живыми нерукотворными  храмами Святого Утешителя Духа Истины. Поэтому, причастников в этот день всех душевно поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, благодарю отца наместника, братию этой святой обители,  отца благочинного монастырей нашей епархии, и всех вас, за любовь и усердие в прохождении нашей радостоностной и спасительный науки  православного христианского жительства, и на всех вас призываю щедрое Божие благословение, каковое сейчас и буду преподавать через крестное возложение, а причастники возблагодарим Господа за милость приобщения Его Пречистых Тайн. Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже, слава Тебе Боже!



Возврат к списку