Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

08.05.2021
Всенощное бдение накануне дня памяти святого преподобного Аввы Варсонофия, основателя Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря
Всенощное бдение накануне дня памяти святого преподобного Аввы Варсонофия, основателя Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря
8 мая 2021 г., архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, возглавил Всенощное бдение накануне дня памяти святого преподобного Аввы Варсонофия, основателя святой обители, в нижнем храме собора в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. В алтарной части северного придела этого храма под сенью находится рака со святыми мощами прп. Варсонофия Щегловского и Тульского, у которой в этот светлый вечер совершалось помазание верующих освященным елеем. Фото.

В завершении богослужения отец наместник поздравил всех верующих с наступающей Антипасхой, с Днем Победы и с днем памяти основателя святой Богородичной Щегловской обители святого преподобного старца Варсонофия. И объявил об особенностях предстоящих богослужений. Завтра ранняя праздничная Божественная литургия будет отслужена в 7 часов утра в нижнем соборном храме, после которой состоится молебен у раки со святыми мощами прп. Варсонофия. А в 9 часов утра будет отслужена поздняя Божественная литургия, после которой будет совершен крестный ход. На Радоницу, день поминовения усопших, во вторник 11 мая, состоится также две Божественные литургии, в 6.30 и 9.00 утра, накануне в понедельник в 17.00 в обители будет отслужено вечернее заупокойное богослужение по всем усопшим православным христианам - парастас.

Макарухин Василий Иванович, родился 27 июля 1805 года в семье Замоскворецкого купца, который принадлежал к роду мастеров медных дел, позже ставших купцами третьей гильдии. Василий постоянно жил в доме родителей, был воспитан в духе богобоязненности, на христианских идеалах и в преданности церковным устоям. Искренне любил посещать храм и старался часто бывать в нем. Всегда и пред всяким человеком был кроток, тих, смирен и во всяком деле и слове справедлив, никого ни в чем не упрекал. Жизнь Василия Макарухина была подобна жизни инока в миру: труд, благочестие, богослужения, благотворительность храмам и монастырям, молитва, самоотверженная любовь к Богу и ближним, нестяжательность.

Василий был паломником по призванию и посетил многие обители, включая Святую Гору Афон. В его библиотеке были иллюстрированные путеводители во святой град Иерусалим ко Гробу Господню, по Константинополю, святым местам Востока и на Синай, в его коллекции были виды очень многих русских монастырей русских, а также обителей болгарских и афонских.

По смерти отца в марте 1849 года к сыну Василию перешла мастерская по изготовлению церковных предметов. Это были красивые, изящные подсвечники, паникадила, чаши, купели, украшенные рисунками на библейские сюжеты, а также кресты на церковных главах и яблоки под них. На все эти предметы с юных лет он сам делал чертежи и рисунки, и потому был для отца своего незаменимым помощником, неутомимым мастером. Василий с любовью занимался рисованием, живописью, а также черчением, составляя чертежи для своего производства. Церковная утварь Макарухиных по прочности, изяществу и небольшой цене пользовалась спросом по всей России.

В отношении к своим рабочим проявлял кротость и терпеливость, действовал на них воспитательно. Следуя его примеру и по его указанию, рабочие собирались в кружок, где один читал, а остальные слушали; так обыкновенно было или под праздник или на праздник.

Любил читать, знал житие святых мужей, это знание побуждало его посещать места их подвигов. С годами он все больше задумывался о монашеском житии, о пути духовного возрастания. Нашёл себе духовника - иеромонаха Никандра, который к тому времени уже был духовником Московского Богоявленского монастыря и стал наставником Василия на трудном пути послушания ученика - старцу.

Когда в Василии созрело решение направить накопленные средства на строительство мужской обители он открылся своему духовнику, сказав, что желал бы употребить состояние на одно большое богоугодное дело. Василий Иванович в этом деле не хотел проявлять своей воли, а только подчиниться воле Божией и Божиему Промыслу. Старец был туляком и, зная о желании тульских граждан о возрождении в городе мужского монастыря, повёл беседу об основании святой обители там, где она была утрачена, а именно в Туле.

Василий окончательно определился в вопросе об устроении новой обители в 1848 году, когда в Россию был принесён и прославился чудесами список иконы Божией Матери "Млекопитательницы" из Афонского Ильинского скита. После молитвы перед этой иконой во дни её пребывания в Московском Богоявленском Елоховском соборе Василий решил посвятить новый монастырь именно этому святому образу.

Вскоре, по инициативе и на средства Василия Ивановича, рядом с Тульским архиерейским домом в бывшей Щегловской засеке стали возводить здания будущего монастыря. Новый Богородичный Щегловский монастырь был учреждён в 1868 году, после того как был построен собор в честь иконы Пресвятой Богородицы "Млекопитательница" и Василий Иванович подтвердил финансовое обеспечение деятельности обители.

В деле устроения монастыря основатель обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители - в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни, а из Глинской пустыни в 1870 году прибыли иноки и иеромонахи, ученики Глинских старцев, из которых некоторые были позже настоятелями.

Употребив на строительство и благоустройство монастыря колоссальный по тем временам капитал в полмиллиона рублей, ктитор также пожертвовал новой обители свою прекрасную библиотеку и коллекцию старинных икон. В 1879 году он окончательно переехал из Москвы в Тулу на постоянное пребывание в основанном им монастыре. В обители для него был построен деревянный дом-келья, где он прожил одиннадцать лет.

Весной 1890 году Василий Иванович решился принять монашеский постриг. 22 апреля того года последовало резкое ухудшение состояния его здоровья. На следующий день он приобщился Святых Христовых Тайн и над ним было совершено таинство елеосвящения. Через два часа он принял великую схиму с наречением имени в честь Варсонофия Великого. С этого времени он всецело отдался молитве. Ежедневно после ранней литургии приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой. 26 апреля 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе.

Память святого почитается 26 апреля (по стар. ст.) и в Соборе Тульских святых.

drevo-info.ru


Возврат к списку