Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

18.04.2021
Божественная литургия в Неделю 5-ю Великого поста.
Божественная литургия в Неделю 5-ю Великого поста.
18 апреля 2021 г., в Неделю 5-ю Великого поста, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Божественную литургию в соборном храме в честь иконы "Млекопитательница" в сослужении братии обители. Фото.

В завершении богослужения отец Филарет обратился к верующим с пастырским словом.

Вспомним, дорогие братья и сестры, когда приближался Великий Пост, Церковь нас подводила к подвигу покаяния постепенно, сначала в Неделю Мытаря и Фарисея, указывая нам на то, как должен и как не должен молиться человек, ибо в подвиге покаяния самое существенное значение имеет молитва и пост. В следующей Неделе о Блудном Сыне, Церковь напоминала нам об отеческом милосердии Господа к кающимся грешникам. Затем, на Неделе о Страшном Суде Церковь угрожала нераскаянным грешникам, напоминая, что наступит тот страшный суд, на котором придется дать ответ за все содеянные беззакония, и, наконец, при самом вступлении в Великий Пост, Церковь указывала нам, почему нужно нам каяться и поститься. Мы, в лице прародителей наших, Адама и Евы, пали в грех преслушания Богу и должны обратными подвигами, которыми бы уничтожались те злодеяния, которые были совершены прародителями в Эдемском саду в печальный день их грехопадения, стараться очистить себя от грехов.

Поскольку наши прародители возгордились, Церковь приглашает нас к покаянию и смирению. Поскольку они нарушили пост, вкусили от того плода, от которого запрещено было им вкушать, Церковь призывает нас к посту, чтобы этим постом исправить то греховное  повреждение, которое  произошло  тогда  и  которое  мы унаследовали от них. Но вот начался пост, проходило воскресенье за воскресеньем, седмица за седмицей, и, наконец, мы с вами вчера вечером в последний раз в этом году услышали призыв к покаянию — "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…"(первый из покаянных тропарей).

И вот Церковь теперь, когда уже покаянные труды подходят к концу, заботится о тех людях, которые отчаиваются в грехах своих, считая, что они настолько уже погрязли в них, что исправления уже не может быть, что не могут они одолеть греховных навыков, что с грехом  им  не совладать и поэтому безнадежны  всякие попытки исправить свою жизнь, а, следовательно и покаяния для них нет, ибо истинное покаяние должно непременно сопровождаться исправлением жизни. Церковь в сегодняшний воскресный день и ставит перед нами пример совершенно необычного, потрясающего по силе и глубине покаяния.

В начале апреля святая Церковь прославляет св. Марию Египетскую. Ее мы вспоминали на минувшей седмице, когда было стояние Марии Египетской, когда читался Великий Покаянный Канон Андрея Критского, в котором все время после покаянных молений  мы  обращались к этой  великой угоднице Божией. Но этого как бы мало для Церкви, и вот она сегодня, в 5-е воскресенье Великого Поста еще раз перед нами ставит образ той, которая когда-то была великой грешницей, а потом стала праведницей из праведниц.

В покаянном каноне есть место, где автор обращается к своей душе и говорит: «помни о том, как исцелилась рука Моисеева». Когда, по повелению Божию, Моисей положил руку себе в складки одежды, и вынул ее, она была  покрыта страшной болезнью - проказой. Испугался пророк, конечно, но Господь сказал ему сделать то же еще раз. Он повторил тот же жест и рука была совершенно здорова. И вот, обращаясь к своей душе, автор канона говорит: "Помяни, душа моя, это исцеление Моисея от проказы, помни, как Господь Бог может прокаженное житие очистить, и не отчайся сама в себе, даже если ты и прокаженна еси".

И вот мы видим, как может Господь действительно убелить житие, покрытое проказой греха. Преподобная    Мария    Египетская, будучи    красивой    юной    девушкой, поддалась соблазнам нечистой распутной жизни. Пала не раз и не два, а опустилась совсем, скатилась по наклонной плоскости в самую бездну падения  и стала уже одной  из тех несчастных,  которые добровольно предлагают любому насытить свою блудную страсть. И, казалось бы, она, которая не год и не два, а многие годы проводила в любострастном образе жизни, уже погибла, но знаем мы, что сделало с ней покаяние. Знаем мы, что после того, как она в покаянных подвигах наедине с Господом Богом и своей совестью провела многие десятки лет, в пустыне, не видя человеческого лица, с ней встретился в пустыне преп. Зосима Палестинский, сам великий и святой подвижник. И он, как говорится в том же каноне, ужасался, ибо видел перед собою не человека, а ангела во плоти — видел, как она переходила через воды иорданские, как по твердой земле, видел, как она воздевши руки, стала молиться  Богу о  мире и в этой молитве поднялась на воздух, отделившись от земли, так могуче устремлялся ее просветленный очищенный дух к небесам, к Господу Богу, к горнему миру, что и очищенную от всяких страстей плоть как бы увлекал за собою туда.  Вот, что такое покаяние и как оно может человека совершенно изменить и этот пример покаяния Церковь ставит перед теми, кто отчаивается в возможности исправления. Справедливо указывается на то, что два эти примера  особенно должны быть ободряющими для грешников. Один - этот пример преп. Марии Египетской, другой — благоразумного разбойника. Мария провела десятки лет в покаянных трудах, а разбойник опомнился за несколько часов до страдальческой кончины своей. И, однако, когда он опомнился, и устремился с мольбой к Тому, Кто был распят  около него, то и получил от Господа (как и имеет Господь обычай давать) неизмеримо больше того, что он просил. Он смиренно просит: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лк. 23:42), и слышит ответ: «Аминь, глаголю тебе - днесь со мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Не "когда-то" и не "завтра", а сегодня же будешь со мною в раю — говорит ему Тот, Кто пришел спасти не праведников, а грешников, Тот, Кто и на кресте не забыл этого своего главного дела, и тут привлекает покаявшуюся душу в объятия своего милосердия.

Эти примеры, поразительные и трогательные, должны изгнать отчаяние из всякой человеческой души, как бы она ни была грешна, как бы ни была изуродована грехом, каким бы печальным ни было в этом отношении ее прошлое. Нет места отчаянию. Господь принял этих грешников — падшую женщину и разбойника. Она грешила многие годы, а разбойник разбойничал всю жизнь и, однако, они оказались желанными обитателями Его Небесного Царствия, Его блаженного рая. Не падай духом и ты, кающийся грешник, помни, что Господь может и твою душу и твое прокаженное грехами житие убелить паче снега, как убелил Он чрез покаяние эти покаявшиеся души. Аминь!



Возврат к списку