Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.02.2020
Божес­твенн­ая Литур­гия в Недел­ю о мытар­е и фарис­ее. Собор новом­учени­ков и испов­едник­ов Церкв­и Русск­ой.
Божес­твенн­ая Литур­гия в Недел­ю о мытар­е и фарис­ее. Собор новом­учени­ков и испов­едник­ов Церкв­и Русск­ой.
9 февраля 2020 г., в Неделю о мытаре и фарисее, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Божественную Литургию в соборном храме в честь иконы Божией Матери "Млекопитательница", братия монастыря со­вер­шила по­ми­но­ве­ние всех усоп­ших, по­стра­дав­ших в го­ди­ну го­не­ний за ве­ру Хри­сто­ву. Фото.

По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, заместитель председателя Тульского отделения "Общества русской словесности", преподаватель Тульской духовной семинарии, писатель и публицист Олег Михайлович Сенин обратился к верующим со словами проповеди.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные, мы с вами слышали Евангельское повествование о фаресее и мытаре. Для нас с вами это означает, что Матерь Церковь, ратуя о нашем спасении, готовит нас к предстоящему Великому посту.
Нам, в предстоящем духовном бодрствовании и странствии ко святому празднику Пасхи, предстоит укрепить, а для кого-то и обрести, ту великую добродетель, то духовно-нравственное качество, которое именуется смирением. И сегодня Господь в Евангелие поведал о том, как это важно для нас. Мы читали и слышали о том, что в храм, как и мы сегодня, среди множества людей пришли фарисей и мытарь. Фарисеи были духовными вождями народа. Они старались неукоснительно, по букве соблюдать все предписания закона. И, делая, казалось бы, благое, они надмевались, и в их слабую человеческую душу проникала гордыня.
Фарисей, придя в храм, молясь в себе, произносил перед Господом Богом то, что он считал своей внутренней истиной, говоря: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь"(Лк. 18:11). И тут он стал перечислять, как бы загибая пальцы, свои достоинства, по его мнению, очевидные перед Всевышним: " Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"( Лк. 18:12). Казалось бы, то, что он говорил, было искренне, кроме одного: духа превосходства, гордыни, которая особенно явственно обнаружилась, когда фарисей, продолжая свою молитву, взглянул в сторону мытаря, который стоял в удалении, и, не смея поднять глаз к небу, молился, бия себя в грудь: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18:13). Фарисей, указывая на него, благодарит Господа, что он не таков, как и этот мытарь.
Мои дорогие, мы можем себе представить душевные состояния во время молитвы фарисея и мытаря. Мытарь, как человек, который явно грешил в этой жизни, и мздоимством, и всем другим, как и каждый из нас, он пришел в храм, неся бремя грехов своих, отягчающих душу. И молился он, взирая на Господа Всесвятого и милосердного, с надеждой, что Он примет его покаяние и помилует его. Ни о чем таком мы не слышим в молитве фарисея.
Господь, обращаясь к слушающим Его, сказал, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Говоря нашими человеческими словами, мытарь пошел домой с облегченной душой, нежели фарисей, который, как во грехах перед Господом предстоял, таковым, в горделивом осознании своего достоинства, в дом свой и вернулся. Далее Господь продолжал: "Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится"(Лк. 18:.14).

Качество смирения - великая добродетель, которая говорит о том, что мы, верующие, стараемся уподобляться Господу, то есть следовать тем правилам жизни, заповедям, которые Он даёт нам для того, чтобы нам легче жилось, чтобы мы исполнили свое предназначение. А мы призваны к Богоподобию.
Мытарь, сознавая свою греховность, в тоже время чает прощения, чтобы с просветленной душой предстать перед Богом. С фарисеем этого не случилось. А ведь сказано: "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать" (Иак. 4:6). Поэтому хождение в послушании, скромности, в благоговении перед Богом воистину облегчает нашу жизнь, ибо нет другой тяготы, укоризны для нашей совести, как наши собственные грехи. Если мы только разжигаемся прохотями, они довлеют над нами, не давая нам покоя. А Господь говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас" (Мф. 11:28), то есть духовно труждающиеся,  обременённые тяготами грехов, желающие спасти души свои.
И далее Господь говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем"(Мф. 11:29). Поэтому смирением, прежде всего мы уподобляемся Господу.
Сегодня мы также чтим память новомучеников и исповедников Российских, которые в годы богоборчества, иступленной гордыни и ненависти ко святыни Божией, со смирение шли на явные страдания и погибель. Но, при этом, от Христа не отрекались. Они своей жизнью и смертью свидетельствовали, что для них Иисус Христос - Господь и податель жизни, и без Него, их человеческая жизнь ничто. Поэтому никакие уговоры, страхования и страшные муки в пытках не могли разрушить их непоколебимой веры.
В сегодняшний день Матерь Церковь указывает на то необходимое в предстоящем нашем великопостном странствии качество, как смирение, а уже с чествованием новомучеников и исповедников и нашими к ним молитвами, Он посылает нам укрепляющую в этом нашем намерении, подвязании благодать. С праздником, дорогие мои!

 


Возврат к списку