Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

11.08.2019
Божественная Литургия в неделю 8-ю по Пятидесятнице
Божественная Литургия в неделю 8-ю по Пятидесятнице
11 августа 2019 г. , в неделю 8-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы совершил Божественную Литургию в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» в сослужении братии обители. Фото.
В завершении богослужения отец Феогност обратился к верующим с пастырским словом.

Всматриваясь в историю начинаешь понимать великую премудрость Божию, которая ведет, как одного человека, так и весь народ ко спасению. Когда в Москву из Афона привезли образ иконы Божией Матери «Млекопитательница», будущий основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу. Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы он получил укрепление в вере. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Монастырь решили построить в трех верстах от города Тулы, на территории архиерейской дачи. На выделенные Василий Ивановичем средства был полностью построен храм в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», в 1859 состоялось освящение престола. Нижний храм был посвящен великомученику Пантелеимону. К 1964 году были построены братские корпуса, колокольня. В монастыре начиналась духовная жизнь, появились первые монахи. В 1859 году был построен храм в честь преподобного Никандра Псковского Пустынножителя, поначалу епископ Никандр не хотел начинать строительство, но узнав, что храм получит имя его небесного покровителя, утвердил решение о строительстве второго храма России в честь преподобного Никандра, первый храм находится в Псковской области.

Василий Иванович сам решил поступить в монастырь, его постригли с именем Варсонуфий. Встал вопрос о возрождении духовной жизни обители, был приглашен один из старцев Глинской пустыни. Примерно в тоже время два молодых человека из разных мест приехали в Глинскую пустынь, чтобы посвятить себя Богу, это были преподобномученики Серафим и Феогност.

Несколь­ко лет спу­стя, уже в на­ча­ле ХХ-го сто­ле­тия, они бы­ли при­гла­ше­ны из Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кой Глин­ской пу­сты­ни Кур­ской епар­хии в Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­рь. Из­вест­но, что они бы­ли об­ра­зо­ван­ные ино­ки, ве­ду­щие вы­со­кую по­движ­ни­че­скую жизнь. Кро­ме то­го, отец Се­ра­фим был на­де­лён ико­но­пис­ным та­лан­том и имел пре­крас­ный пев­че­ский го­лос, отец Ана­то­лий был за­ме­ча­тель­ным пев­цом и неза­у­ряд­ным ре­ген­том, отец Фе­о­гност имел хо­ро­шие адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти.

В Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре Глин­ские ино­ки сбли­зи­лись с мо­на­ха­ми Па­хо­ми­ем и Ирак­ли­ем. Сей­час, ко­гда ми­ну­ло по­чти сто­ле­тие, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным с точ­но­стью уста­но­вить био­гра­фи­че­ские дан­ные Ка­зах­стан­ских по­движ­ни­ков и фак­ти­че­скую сто­ро­ну опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий. До­сто­вер­но из­вест­но лишь то, что к 1909 го­ду мо­на­хи Се­ра­фим и Ана­то­лий бы­ли при­зва­ны в ка­фед­раль­ный го­род Вер­ный, где удо­сто­и­лись по­лу­чить свя­щен­ный сан и нес­ли своё слу­же­ние в Успен­ской церк­ви Тур­ке­стан­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, за ко­то­рое в 1912 го­ду бы­ли удо­сто­е­ны пра­ва но­ше­ния на­бед­рен­ни­ка. Так­же они ду­хов­но окорм­ля­ли недав­но ос­но­ван­ную Ивер­ско-Се­ра­фи­мов­скую жен­скую оби­тель.
В 1916 го­ду иеро­мо­нах Ана­то­лий управ­лял ар­хи­ерей­ским хо­ром в Воз­не­сен­ском Ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Вер­ный.
По­сле со­бы­тий, по­тряс­ших Вер­ный — при­хо­да в мар­те 1918 го­да к вла­сти боль­ше­ви­ков и рас­стре­ла епи­ско­па Пи­ме­на (Бе­ло­ли­ко­ва, па­мять 3 сен­тяб­ря), мо­на­хи ушли в го­ры и в 8-ми вер­стах от го­ро­да в гор­ном уро­чи­ще Ме­део, и со­зда­ли и устро­и­ли скит на соп­ке Мох­на­той. Иеро­мо­нах Се­ра­фим обу­стро­ил в нём цер­ковь, вы­ры­тую в склоне го­ры. Поз­же этот скит был от­дан ими мо­на­хи­ням, а бра­тия ре­ши­ла ис­кать бо­лее уеди­нён­но­го ме­ста. Та­кое ме­сто на­шли они на го­ре Кы­зыл-Жар. Там ими бы­ли по­став­ле­ны ке­льи и вы­ры­ты пе­ще­ры. Был и Пре­стол.
Отец Па­хо­мий до 1916 го­да был так­же пе­ре­ве­дён в го­род Вер­ный и даль­ней­ший его путь Гос­подь свя­зу­ет с Глин­ски­ми по­движ­ни­ка­ми Се­ра­фи­мом и Ана­то­ли­ем. Мо­нах Ирак­лий, иеро­мо­на­хи Фе­о­гност и Па­хо­мий оста­ва­лись в Ис­сык-Куль­ском мо­на­сты­ре до 1919 го­да. Отец Фе­о­гност в том же го­ду был утвер­ждён там в долж­но­сти бла­го­чин­но­го и по­мощ­ни­ка ду­хов­ни­ка для ми­рян. По­сле на­па­де­ния кир­ги­зов на мо­на­стырь в 1916 го­ду, бы­ло за­му­че­но мно­го пре­ста­ре­лых мо­на­хов. В 1919 го­ду мо­на­стырь был за­крыт.
Ду­хов­ни­ком ски­та был иеро­мо­нах Се­ра­фим (Бо­го­слов­ский). Ро­дил­ся он в го­род Глу­хо­ве в 70-е го­ды. Мир­ское имя его Алек­сандр. Отец его, Ев­фи­мий, был управ­ля­ю­щим у по­ме­щи­ка. Мать Ма­рия бы­ла жен­щи­на крот­кая и бла­го­че­сти­вая, непре­стан­но по­се­щав­шая храм Бо­жий. В семье бы­ло двое де­тей — Са­ша и его стар­шая сест­ра. Ма­те­ри его бы­ло от­кры­то Бо­гом, что её сын при­мет му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Ко­гда он был ещё маль­чи­ком-гим­на­зи­стом, она, как-то проснув­шись утром, пла­ка­ла и го­во­ри­ла: «Сын мой, я ви­де­ла во сне, что ты бу­дешь му­че­ни­ком». Она непре­стан­но о нём пла­ка­ла, а он очень лю­бил и жа­лел её. Как-то он иг­рал на ба­яне и пел цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Мать слу­ша­ла. Вдруг он за­ме­тил, что она пла­чет и спро­сил: «Ма­ма, что ты пла­чешь?» Она от­ве­ча­ла, что во вре­мя его пе­ния она ви­де­ла ве­нец над его го­ло­вой, и ан­ге­лов с ним, и опять по­вто­ри­ла, что кон­чи­на его бу­дет му­че­ни­че­ской. Эти сло­ва ма­те­ри глу­бо­ко за­па­ли в его ду­шу. Алек­сандр же так рас­суж­дал: «Ес­ли кон­чи­на моя бу­дет му­че­ни­че­ской, что ис­кать мне в ми­ру!». И, до­стиг­нув юно­ше­ско­го воз­рас­та, уда­лил­ся в Глин­скую пу­стынь.
Про­жи­вая в Глин­ской пу­сты­ни отец Се­ра­фим имел сво­им ду­хов­ни­ком по­мощ­ни­ка брат­ско­го ду­хов­ни­ка иеро­мо­на­ха Дом­на (Аг­ге­е­ва), ду­хов­ная связь с ко­то­рым не пре­кра­ща­лась и по­сле его кон­чи­ны.
Од­на­жды, по­сле от­ре­че­ния Го­су­да­ря от Пре­сто­ла, по­слуш­ни­ца Фео­к­ти­ста по­шла к от­цу Се­ра­фи­му в уще­лье. Под­ня­лась в го­ру, ещё дверь ке­льи не успе­ла от­крыть, а ба­тюш­ка встре­ча­ет её на по­ро­ге и го­во­рит: «Знаю, за­чем при­шла. Мне Домн ска­зал: Се­ра­фи­ме, Се­ра­фи­ме, Ца­ря убра­ли и ско­ры­ми, ско­ры­ми ша­га­ми всё пой­дёт к по­ги­бе­ли».
В 1921 го­ду в Кы­зыл-Жар­ский скит при­е­ха­ли трое крас­но­ар­мей­цев на ло­ша­дях с ру­жья­ми. Отец Се­ра­фим уго­стил их ча­ем и по­ло­жил спать. Сам он не спал, чи­тал пра­ви­ло. Под утро крас­но­ар­мей­цы по­до­шли к нему, на­ста­ви­ли ру­жье в спи­ну и вы­стре­ли­ли. Он успел крик­нуть: «Ана­то­лий!». За­тем крас­но­ар­мей­цы по до­рож­ке по­шли к от­цу Фе­о­гно­сту, ко­то­рый по но­чам обыч­но мо­лил­ся в пе­ще­ре. Воз­мож­но, устав от ноч­ной мо­лит­вы, он при­лёг в сво­ей ке­лии от­дох­нуть. Как ле­жал он, скре­стив на гру­ди ру­ки, так и остал­ся — они вы­стре­ли­ли ему в серд­це.
На дру­гой день при­е­ха­ла ми­ли­ция. Ме­сто осмот­ре­ли и раз­ре­ши­ли хо­ро­нить. Вы­ры­ли мо­ги­лу, по­кры­ли её дос­ка­ми и без гро­бов, за­вер­нув мо­на­хов в ман­тию, по­хо­ро­ни­ли. Поз­же иеро­мо­нах Ана­то­лий от­пел их на Мох­на­той соп­ке. 

Тропа к их могилам не зарастала, позже на месте их захоронения был построен скит, мощи их были обретены и перенесены в храм г. Алма-Ата.

Казалось бы как далеко от нас это происходило, в 3000 км, но прошло время и нашего владыку перевели из Алма-Аты в Тулу, он привез частицы мощей этих преродобномучеников, а также частичку мощей новомученика Николая, исповедника Алма-Атинского.

Удивительно просматривается Божий промысел во всем этом, частицы их мощей в нашей обители, наш первый духовник  Макарий также прибыл из Глинской пустыни, он также прославлен в лики святых, также просиял и основатель нашей обители прп. Варсонуфий Щегловский. Таким образом наш монастырь духовно принял опыт глинских старцев. Священноисповедник Николай Алма-Атинский, прежде чем уехать в Алма-Ату был в Туле. Один из преподобных отцев, последний оптинский старец – Савастьян Карагандинский, келейник отца Нектария, также был сослан в Караганду. Все переплелось, наш народ связан едиными духовными связями.

Господь каждого из нас ведет ко спасению, и мы учась на жизни этих преподобных, перенимая от них духовный опыт движемся своим путем к Богу. Желаю нам четко увидеть этот спасительный путь, узреть промысел Божий о себе! Не будем мудрить, вспоминая пословицу Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Желаю и нам не умствовать, а принимать Бога чистым сердцем и всей душой! Поздравляю Причастников с принятием Святых Христовых Тайн!

Прихожане и братия, в свою очередь, сердечно поздравляли отца Феогноста, благочинного святой обители, по случаю его тезоименитства.


Возврат к списку