18.01.2019
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в храме в честь прп. Никандра Псковского. Его Высокопреподобию сослужила братия обители. Фото.
С 7 часов утра в храме совершались Богослужения: последование часов на́вечерия, чина изобразительных и вечерни с Литургией святого Василия Великого.
Царские часы совершались при открытых царских вратах. Название «Царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. В древних уставах часы на́вечерия часто именовались «великими».
По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных была совершена Литургия свт. Василия Великого, которая началась великой вечерней. После состоялся чин великого освящения воды. Также был освящен источник в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, находящийся рядом с обителью.
Великий чин освящения воды — это обряд особенной торжественности, он проникнут воспоминанием Евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день в сочельник кропят Крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря было положено начало святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить постный пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво.
Праздничные богослужения Крещения Господня с освящением воды будут совершаться в течение двух дней, 18 и 19 января. Вода эта называется Агиасмой, или просто Крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI – XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым Великим чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
В Крещенский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.