Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.03.2017
Четверг 2-й седмицы. Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160)

В праздник обретения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Божественную литургию Преждеосвященных Даров возглавил архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы.  Фото

Отцу наместнику сослужили игумен Михаил (Тополев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).

После завершения Богослужения игумен Михаил совершил чин славления пророку Иоанну Предтече с чтением молитвы святому.

В Щегловской обители всегда особо почитали святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Из истории монастыря известно, что, после освящения главного собора в 1860 году, один из престолов главного монастырского собора был позже освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.

С именем святого Пророка Иоанна Предтечи связана и история Тульской епархии. В июне 1552 года туляки героически отразили приступ многочисленного войска крымского хана Девлет-Гирея. В память о погибших у места их захоронения был основан Предтечев монастырь.

После перенесения в Тулу из Коломны архиерейской кафедры и образования Тульской епархии в 1799 году Предтечев монастырь был упразднен, обращен в архиерейское подворье. Туляне не переставали жалеть об упраздненном монастыре.

В 1810 году епископ Тульский Амвросий выстроил в Щегловской засеке летнюю резиденцию - обширный дом с домовой церковью во имя святого Амвросия Медиоланского.

Закладка рядом с архиерейским домом центрального храма Богородичного Щегловского мужского монастыря Тулы состоялась 20 мая 1860 года. В праздничный день Рождества Богородицы в 1864 году главный престол собора был освящен в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». В верхней, холодной церкви было три престола: центральный - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», в приделе с южной стороны — во имя Рождества Иоанна Предтечи, в приделе с северной стороны — во имя св. Василия Блаженного.

* * * * *

После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы.

Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам. Святой Иоанн Предтеча явился каждому из них ночью и открыл место нахождения своей честной главы.

Ведомые благодатью, они нашли драгоценную святыню и положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, отправились в обратный путь. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести сокровище. Вместо того чтобы со страхом Божиим творить непрестанную молитву, — забыв о полученном даре, они увлеклись праздной беседой. Не зная, что он несет, горшечник продолжал свой путь, но ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе со святой ношей. Перед смертью он положил святыню в сосуд и передал своей сестре, наказав ей не открывать его, пока она не получит указание от того, кто сокрыт в нем, что ей делать. Таким образом, глава Предтечи была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал иеромонах Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его злые дела раскрылись, он был вынужден бежать, предварительно закопав святыню.

Где утрата страха Божия и чистоты веры, там поругание святыни внутри Церкви. «За беззакония ваши разорю храмы ваши и отниму святыни ваши», — говорит Господь.

А где жизнь, исполненная верности Богу и правде его, — там благословение святынями. И Промысл Божий порою как бы не спешит, ища достойных.

В V веке богобоязненному архимандриту Маркеллу, наместнику монастыря, расположенного близ пещеры, где была сокрыта честная глава, явился сам Предтеча с сосудом полным меда. Он отправился по его слову за звездой, которая остановилась у входа в пещеру. Окадив святое место, Маркелл начал копать, и обрел под мраморной плитой святые мощи.

Честная глава, поставленная епископом Эмесса в главном храме города, стала источником благословений и различного рода благодеяний для многих приходящих к ней. В IX веке при императоре Михаиле III и святом патриархе Игнатии, она была перенесена в Константинополь.


Возврат к списку