Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

05.03.2017
Сегодня особый день – день Торжества Православия, день Торжества Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви: Церкви Торжествующей – Небесной и Церкви воинствующей – земной

В Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в главном соборе обители в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Отцу наместнику сослужили игумен Михаил (Тополев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). После литургии был совершен молебен в честь праздника Торжества Православия. Отец наместник и братия поздравили прихожан с особым днем Торжества Православия. Фото

В Евангельском чтении за Литургией звучала похвала от испытующего сердца Господа в словах, обращенных к будущему апостолу Церкви Нафанаилу:

«Вот подлинно израильтянин, в котором нет льсти» (Ин.1:47). По слову архимандрита Ионаан Крестьнкина, это похвала христианину, это похвала и той Церкви, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человеческих, которая вся есть истина во всем ее учении, Таинствах, Богослужении, управлении, во всем ее устройстве. И именно, эта Церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), есть славная Церковь, не имущая скверны или порока. Какими кровавыми подвигами, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие!

Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью.

Это день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его – в Церкви Христовой. А тело Его – это все те, кто идет подвигом жизни в Вере и Истине в Церкви, это все, все, начиная со святых Апостолов, учителей Церкви, ее патриархов, святителей, отцов, народа Божия – мирян, держащих Истины веры и ими живших, и ими живущих теперь.

Это и все прихожане и паломники, собравшиеся после первой недели постных подвигов здесь в храме и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив Божественной жизни, соединяясь с Господом в Таинстве Святого Причащения.

* * * * *

В первое воскресенье Великого поста во всех православных соборах совершается чин Торжества Православия. Это богослужение является символом торжества Церкви Христовой над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждаются догматы и постановления всех семи Вселенских соборов. Благословляются все, живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы, а также сонм святых, потрудившихся на ниве Христова благовествования, в числе которых святой равноапостольный князь Владимир и святая равноапостольная княгиня Ольга.

Во время этого чина возглашаются особые прошения о Святой Церкви, а также читаются исповедание основных догматов православной веры. Затем оглашаются анафематизмы различным отступлениям от веры, а защитникам Православия провозглашается Вечная память. А также - многолетие Священноначалию и всем православным христианам.

Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля.

Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия». Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Благовестие Недели Торжества Православия. История отрицания икон, как и самые иконы, имеет древнюю историю. Логика развития Христианства «от иудеев» (Ин. 4.4-26) и гонения первых трех веков мало способствовали иконопочитанию. Безраздельно царил символ! Христа изображали в виде «рыбы», «хлеба», «виноградной лозы», пастыря» и так далее, прямое изображение Христа в период гонений было невозможно. В 5 веке, возникшая ересь монофизитства. Умалявшая человеческую природу Спасителя, помогла оформить основные тезисы будущих иконоборцев. Первый государственный иконоборец император византийский Лев Исавр уклонился в иконоборческую ересь не только по религиозным, но и по политическим мотивам, желая дружеских отношения с «восстающим в силе» Исламом, которое напрочь запрещает любые религиозное изображения из-за рецепции язычества.

Иконоборцы говорили, что иконы почитать нельзя потому, что икона — это дерево, краски, в ней нет души, значит, она — идол. Иконопочитатели на это отвечали: конечно, там нет души, потому что там ведь нет и тела; но есть образ. Почитание мы воздаем Первообразу, а не дереву и краске. Через воплощение мы соединились с Богом. Именно воплощение было актом Божественной Любви, который совершенно изменил человеческое сознание.

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит, вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовет поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Чин Торжества Православия. В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже:

Двенадцать анафематствований

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Церковь Христова является соединением Церкви небесной и земной, и при уничтожении церковной административной организации (архипастырей, верующих и храмовых зданий) не может быть повержена Церковь небесная, так как главой Церкви является Иисус Христос. Пример страшных событий, на начало которых в этом году приходится 100-летие, когда были разрушены святыни: храмы и монастыри, когда архипастыри, священники и православные верующие были сосланы в ссылки, после которых многие были замучены и расстреляны. Но по Промыслу Божию Церковь Христова возродилась на нашей земле.

Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос, Который создал Церковь и Ею руководит. Об этом мы должны помнить. И человек должен подчиняться Церкви, а не пытаться Ее подчинить себе. Кто стремится поставить Церковь на службу своим желаниям и идеям, тот борется против Нее. К сожалению, такие люди были и есть. К ним православные с любовью обращаются и почтительно просят не делать этого, не подчинять себе то, что Бог создал, что Ему принадлежит и главой чего Он является. Господа никто и никогда не смог подчинить себе. В этом противостоянии всегда побеждает Создатель

Тропарь Недели Торжества Православия
глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия
глас 6
Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.






Возврат к списку