Новости05.03.2017
Сегодня особый день – день Торжества Православия, день Торжества Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви: Церкви Торжествующей – Небесной и Церкви воинствующей – земной
В Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в главном соборе обители в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Отцу наместнику сослужили игумен Михаил (Тополев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). После литургии был совершен молебен в честь праздника Торжества Православия. Отец наместник и братия поздравили прихожан с особым днем Торжества Православия. Фото В Евангельском чтении за Литургией звучала похвала от испытующего сердца Господа в словах, обращенных к будущему апостолу Церкви Нафанаилу: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет льсти» (Ин.1:47). По слову архимандрита Ионаан Крестьнкина, это похвала христианину, это похвала и той Церкви, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человеческих, которая вся есть истина во всем ее учении, Таинствах, Богослужении, управлении, во всем ее устройстве. И именно, эта Церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), есть славная Церковь, не имущая скверны или порока. Какими кровавыми подвигами, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие! Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью. Это день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его – в Церкви Христовой. А тело Его – это все те, кто идет подвигом жизни в Вере и Истине в Церкви, это все, все, начиная со святых Апостолов, учителей Церкви, ее патриархов, святителей, отцов, народа Божия – мирян, держащих Истины веры и ими живших, и ими живущих теперь. Это и все прихожане и паломники, собравшиеся после первой недели постных подвигов здесь в храме и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив Божественной жизни, соединяясь с Господом в Таинстве Святого Причащения. * * * * * В первое воскресенье Великого поста во всех православных соборах совершается чин Торжества Православия. Это богослужение является символом торжества Церкви Христовой над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждаются догматы и постановления всех семи Вселенских соборов. Благословляются все, живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы, а также сонм святых, потрудившихся на ниве Христова благовествования, в числе которых святой равноапостольный князь Владимир и святая равноапостольная княгиня Ольга. Во время этого чина возглашаются особые прошения о Святой Церкви, а также читаются исповедание основных догматов православной веры. Затем оглашаются анафематизмы различным отступлениям от веры, а защитникам Православия провозглашается Вечная память. А также - многолетие Священноначалию и всем православным христианам. Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия». Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Благовестие Недели Торжества Православия. История отрицания икон, как и самые иконы, имеет древнюю историю. Логика развития Христианства «от иудеев» (Ин. 4.4-26) и гонения первых трех веков мало способствовали иконопочитанию. Безраздельно царил символ! Христа изображали в виде «рыбы», «хлеба», «виноградной лозы», пастыря» и так далее, прямое изображение Христа в период гонений было невозможно. В 5 веке, возникшая ересь монофизитства. Умалявшая человеческую природу Спасителя, помогла оформить основные тезисы будущих иконоборцев. Первый государственный иконоборец император византийский Лев Исавр уклонился в иконоборческую ересь не только по религиозным, но и по политическим мотивам, желая дружеских отношения с «восстающим в силе» Исламом, которое напрочь запрещает любые религиозное изображения из-за рецепции язычества. Иконоборцы говорили, что иконы почитать нельзя потому, что икона — это дерево, краски, в ней нет души, значит, она — идол. Иконопочитатели на это отвечали: конечно, там нет души, потому что там ведь нет и тела; но есть образ. Почитание мы воздаем Первообразу, а не дереву и краске. Через воплощение мы соединились с Богом. Именно воплощение было актом Божественной Любви, который совершенно изменил человеческое сознание. Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит, вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовет поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас. Чин Торжества Православия. В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже: Двенадцать анафематствований Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема. Церковь Христова является соединением Церкви небесной и земной, и при уничтожении церковной административной организации (архипастырей, верующих и храмовых зданий) не может быть повержена Церковь небесная, так как главой Церкви является Иисус Христос. Пример страшных событий, на начало которых в этом году приходится 100-летие, когда были разрушены святыни: храмы и монастыри, когда архипастыри, священники и православные верующие были сосланы в ссылки, после которых многие были замучены и расстреляны. Но по Промыслу Божию Церковь Христова возродилась на нашей земле. Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос, Который создал Церковь и Ею руководит. Об этом мы должны помнить. И человек должен подчиняться Церкви, а не пытаться Ее подчинить себе. Кто стремится поставить Церковь на службу своим желаниям и идеям, тот борется против Нее. К сожалению, такие люди были и есть. К ним православные с любовью обращаются и почтительно просят не делать этого, не подчинять себе то, что Бог создал, что Ему принадлежит и главой чего Он является. Господа никто и никогда не смог подчинить себе. В этом противостоянии всегда побеждает Создатель Тропарь Недели Торжества Православия
Кондак Недели Торжества Православия
|