Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

12.02.2017
Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — приближается время Великого поста

Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В Неделю о блудном сыне, праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, возглавил Божественную литургию в храме прп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили иеромонах Лазарь (Поляков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). Фото

Неделя о блудном сыне — второе из четырех воскресений подготовки к Великому посту в Православной Церкви. В песнопениях Церковь сравнивает всех христиан с блудным сыном из-за греховных поступков каждого, без исключения, и от имени верующих приносит покаяние и просит прощения грехов перед Отцом Небесным — Богом.

Песнопения сегодняшнего Богослужения напомнили молящимся о приближающемся Великом посте – времени покаяния и очищения души.

Иеромонах Лазарь в проповеди уделил особое внимание изъяснению Евангельского чтения о блудном сыне и апостольского чтения сего дня:

- Вторая седмица перед Великим постом именуется Неделей о блудном сыне. Церковь призывает людей к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. В сегодняшнем Евангельском чтении на литургии изложена притча о блудном сыне (Лк. XV, 11-32), по имени которого называется и воскресенье, и вся седмица. Притча повествует о сыне, получившем от отца причитающуюся часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда сын обнищал и осознал свою греховность, он вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном. Но радостный отец, видя искреннее раскаяние заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием.

В притче Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся блудный сын. Притча являет образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему, учит добродетелям покаяния и прощения. Человек создан со свободою выбора между добром и злом, выбора между грехом и добродетелью. Вот о чем сегодняшнее Евангелие и апостольское чтение. Истинная свобода человека заключается в том, что он делает выбор либо в пользу добродетели, либо в пользу своего греха.

Нужно обратить внимание на слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Разумный человек должен размышлять о полезности каждого своего действия, полезно ли оно будет ему и его душе. Истинная свобода заключается в свободе от греха. Христианские ценности провозглашают: «Я свободен выбрать добродетель». И именно в этом настоящая свобода заключается.

...Накануне за Всенощным бдением согласно Церковного устава, были пропеты песнопения, приуготовляющие верующих к Великому посту и напоминающие о покаянии и раскаянии во своих грехах – после полиелейного псалма был пропет 136-й псалом «На реках Вавилонских», затем братией было пропето величание трем святителям, а по прочтении Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше» были пропеты покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — приближается время Великого поста. Как после долгой дороги путник чувствует близость воды, ощущает свежесть реки, так и мы с вами приближаемся к великому очистительному времени. И каждый пост мы должны встречать так, как будто он последний в нашей жизни, чтобы хоть на это — сравнительно небольшое время — остановиться, задуматься, вырваться из постоянной суеты, непрерывного бега, из которых состоит наша жизнь.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Затем совершено помазании братии и верующих освященным елеем.

«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Прихожане слышат его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, оно звучит 9 раз в течение примерно двух месяцев.

По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи ми двери» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.

Текст «Покаяния отверзи ми двери» вплетается в ткань Богослужения. Подобно знаменосцу, идущему рядом с полководцем, «Покаяния отверзи...» располагается в самом торжественном и величественном месте службы – после чтения Евангелия.

* * * * *

День трех святителей

Долго спустя после кончины свв. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память коих совершается ныне, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Чтобы утолить этот раздор, угрожавший миру церкви, святители явились Иоанну, митрополиту евхаитскому, мужу ученому и благочестивому, и объявили ему: «мы равны перед Богом. Внуши христианам, чтобы оставили раздор, и хранили единомыслие. Составь для нас праздник в один день; мы всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». — Сказав это, они, осиянные небесным светом, стали невидимы.
Рассказанный теперь случай есть один из многочисленных опытов, неопровержимо подтверждающих, что явления душ из мира загробнаго не невозможны, и действительно бывали.
Неправильное разумение сего рода случаев служили для многих поводом к напряженному усилию войти в сообщение с миром духов. Одни, лишась сердцу близких и любимых, ждут их во сне, и даже наяву, чтобы спросить их, как они живут за гробом. Другие, сгарая желанием узнать свое будущее, мечтают в страшной тишине чародейства и гаданий услышать голос о своей судьбине. Есть и такие, которые чрез таинственныя открытия, получаемыя будто бы из царства духов, думают усовершенствовать веру христианскую, которые хвалятся своим искусством беседовать с давно и недавно умершими, и которые дерзко дают понять, что вызвать душу из иного мира для них также легко, как позвать слугу из одной комнаты в другую.
К сожалению, гадальщицы и духовидцы между легкомысленными и суеверными всегда находят себе много приверженцев. Посему и в наше время не излишни советы против того предразсудка, от котораго так предостерегал современников Исаия пророк: «когда вам скажут: посоветуйтесь с вызывателями мертвых, и с ворожеями… отвечайте: не должен ли народ к своему истинному Богу обращаться? Разве о живых можно спрашивать умерших?».
Хотя то несомненно, что души умерших являлись иногда в действительности, а не в воображении живым; однако же устроять такия свидания никогда не было предоставлено произволу и искусству человека. Душу отшедшую можно увидеть тому, кому это дано было бы от Бога; но вызвать ее никто не может. Являлис и ангелы, но не по произволу человеческому, и даже не сами собою, а потому что Бог посылал их.


Возврат к списку