Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

23.10.2016
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского собора, день памяти прп. Амвросия Оптинского
23 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского собора, день памяти прп. Амвросия Оптинского, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в храме прп. Никандра Псковского. Фото
Отцу наместнику сослужили игумен Филарет (Смирнов) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).
По окончании Богослужения братия Щегловской обители совершила славление прп. Амвросию.
Игумен Филарет (Смирнов) поздравил прихожан и паломников с воскресным днем и обратился к ним с проповедью.
* * * *
Преподобный Амвросий Оптинский, память которого Церковь празднует 23 октября, был всероссийским старцем. Это наиболее известный старец Оптиной Пустыни. Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. Приезжали в Оптину и беседовали со старцем Достоевский, Соловьёв и другие известные деятели русской культуры.
Старческое служение преподобного Амвросия началось, прежде всего, с окормления братии Оптиной пустыни. Старец сильно любил обитель и её питомцев. Каждый из братии поверял старцу свою душу, вся пустынь жила им. Все шли к нему по своим духовным нуждам и получали полное удовлетворение и успокоение.
Но служение старца не ограничивалось только Оптиной. С утра до позднего вечера продолжался приём мирских посетителей. Каждый шёл со своими скорбями и просил выслушать его и дать ответ. Многие жили по неделям и месяцам, ожидая приёма. Будучи облечён даром прозорливости, старец часто, не спрашивая человека, давал ему ответ на то, о чём тот хотел спросить.
Преподобный никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» — он отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Мы должны,— говорил старец,— жить на земле так, как колесо вертится: оно чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
Преподобный стяжал дар духовного рассуждения — высший дар старческого окормления. Однако этот дар он прикрыл покровом смирения и чрезвычайной мягкостью в своих отношениях с братией. Один инок открыл преподобному помысл, что он не считает старца обретшим Божью благодать, а лишь только стяжавшим дар рассуждения. На это отец Амвросий сказал: «Что ж, ведь это то же что-нибудь да значит». И лишь после кончины старца инок этот, читая однажды Пролог, с удивлением обнаружил, что древние подвижники самой важной добродетелью считали духовное рассуждение.
Любовь к ближним и рассудительность, бывшая и благодатным даром, и плодом многолетнего трезвения, работы над самим собой – вот что привлекало к преподобному Амвросию множество людей, нуждавшихся в поддержке и помощи. Тем, кто находился в сложной ситуации, старец советовал то, что проверено святоотеческим опытом и пройдено им самим: «Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения и готово явиться безнадежие. Да не будем, по слову апостола, надеяться на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (см. 2 Кор. 1:9)» [1] .
Старец говорил и писал о том, что утяжеляет нашу жизнь: «А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом. Святой апостол Павел пишет: "Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши, таяжде бо твориши судяй" (Рим. 2: 1), то есть такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешающий, которого осуждаешь. Святой Иаков, брат Божий, пишет: "Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто ecu осуждаяй друга" ( Иак. 4: 12). И Сам Господь во Святом Евангелии глаголет: "Не осуждайте, да не осуждени будете" (Лк. 6: 37).
В борьбе с невидимыми врагами, которые побуждают человека осуждать ближних, бояться и подозревать их, гневаться и враждовать с людьми из страха, что они чем-либо могут повредить, старец советовал доверять Богу, верить в Его милосердие, предаваться в волю Божию и повторять: «Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет». «Господне же изволение – пишет преподобный Амвросий, – спасти и помиловать всех верующих».
«Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, – советует он в другом письме, – то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличные к тому слова, например: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся... и весь 26-й псалом. Также: ...обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс. 117: 11-12). Еще: Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя... (Пс. 34: 1). Еще: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Пс. 69: 2), и подобное. На самом опыте увидишь, как велика сила Богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень».

Возврат к списку