Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

27.04.2016
Великая Среда. Свт. Мартина исп., папы Римского
Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме прп. Никандра Псковского. В среду Страстной седмицы такое богослужение совершается последний раз. Удивительные песнопения этой литургии прозвучат уже только в Великом посту следующего года.
Отцу наместнику сослужили иеромонах Лазарь (Поляков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).  Фото
Вечерами в дни Страстной седмицы в храме исполняется проникновенное песнопение, содержащее такие слова: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа».
Церковное Предание считает каждую душу невестой Христовой: Господь уневестил нас, стал нашим женихом во время Крестных Страданий, когда Он на Кресте разодрал рукописания грех наших. Душа стала невестой Христу во время таинства Крещения. Теперь она должна быть верна Жениху, всегда помнить о Нем, делать то, что Ему угодно и приятно, жить по Его воле.
В Страстные дни христианин более всего расположен к единству со Христом. Верующие видят Крест, слышат умилительные песнопения, в конце недели Плащаница Господа выносится, чтобы молящимся проникнуться всем сердцем, быть причастными Христу.
На четвертый день после Своего торжественного Входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: "вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие".
В этот день, по нашему это была среда, - первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.
Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: "что вы дадите мне, если я вам предам Его?" Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников. С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.
Православные в дни Страстной седмицы должны сораспяться со Спасителем. Человеку в такие минуты ничего не нужно. Сораспятие означает отлепиться от всего греховного, быть на Кресте рядом со Спасителем. Наш крест — те обстоятельства, в которых мы находимся. Сораспяться Христу — когда мы пойдем по пути зла, греха. Нужно, чтобы нас «прибили» ко Кресту. "Пригвози страху твоему плоти наша", — слышим мы в молитве.
Страх Господень помогает нам пребывать в событиях уничижения, несправедливости человеческой. Христос принял эту несправедливость, вплоть до смерти, от самых близких людей. Часто и люди получают боль от близких. Во дни Страстной седмицы верующие должны проникнуться страхом Господним. Тогда смогут претерпеть свои страдания. Тогда через крест человека, который соединится с Крестом Господним, и через Голгофу православные верующие достигнут Светлого Воскресения Христова, которое обязательно почувствуют в своем сердце.
Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.
В Великий четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее Евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин. В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь словно становится к подножию Креста Христова.
На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.
Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.
Днем в  Великую пятницу (в 14 часов в Щегловском монастыре) совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.  Вечером в 17 часов служится Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Возврат к списку