Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

06.03.2011
Вечерня с чином прощения в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Вечером 6 марта 2011 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, совершил вечерню с чином прощения в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Во время вечернего богослужения были прочитаны молитвы на начало Святой четыредесятницы. Игумен Филарет прочитал Поучительное слово отца Иоанна Крестьянкина, посвященное духовному значению воспоминаемых сегодня событий священной истории.

Архимандрит Клавдиан обратился к собравшимся с Поучительным словом о Прощеном воскресенье и Великом посте

Затем состоялся чин прощения. Испросив друг у друга и у народа прощения, священнослужители благословили верующих на прохождение поприща Великого поста.

Фотоальбом Вечерня с чином прощения в монастырском соборе в честь иконы Божией матери "Млекопитательница"

Наместник положил земные поклоны пред иконами,  затем произнес слово, испросил прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он сделал общий земной поклон духовенству и народу.

Все ответили ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем наместник взял напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства подходили к наместнику, целовали честный Крест и руку его, держащую Крест. После них подходили миряне, прикладывались к святым образам и Кресту и испрашивали прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Святой Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Для нас сейчас такой пустынею является святая обитель – пУстынь, как говорили в старину. Именно в мужском монастыре под водительством мудрых наставников – у нас в Туле это иеромонахи Щегловского монастыря, возможно получение духовного руководства и окормления на все поприще Великого поста.
Некоторые из египетских монахов-пустынников уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним." (Архим. Иоанн Крестьянкин)
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Мы сегодня, все христиане во всех концах земли, перед тем как начать подвиг покаяния и исправления своих грехов, подвиг борьбы со своими страстями, примиряются друг с другом, со своими ближними. Помня слова Спасителя: «Если вы прощаете ближним вашим, и Отец Небесный простит вам согрешения ваши. Но если вы не прощаете, то и вам не простится».
В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В этот день вспоминает Церковь трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, из рая.



Возврат к списку