Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

18.04.2013
18 апреля, четверг 5-й седмицы Великого Поста. Мариино стояние

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме в честь прп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), игумен Михаил (Тополев), иеромонах Лазарь (Поляков), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Фотоальбом о Литургии Преждеосвященныхъ Даров в Щегловском моанстыре - здесь

Эта Седмица Великого Поста — седмица сугубого покаяния. Вчера на Литургии Преждеосвященных Даров, на вечерне мы слышали двадцать четыре покаянных стихиры: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!»

Вечером у нас было Мариино стояние в память преподобной Марии Египетской. И сегодня ради этого покаянного стояния совершается в четверг Литургия Преждеосвященных Даров. Следующее воскресенье посвящается также ее памяти.

Церковь говорит нам о силе покаяния, дает нам образ того, как человек от бездны греховной может подняться к высотам святости благодатью Божией. И те примеры, которые мы слышали в Великом покаянном каноне, без конца убеждают нас в одной единственной истине — что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.

Церковь предлагает нам, и во всех стихирах всего Поста мы об этом слышим, пример царя Манассии, который совершил много преступлений: он убивал пророков, он пророка Исайю приказал распилить деревянной пилой, он идолам поклонялся. Но Господь за великое покаяние помиловал его. Церковь напоминает нам о Давиде царе, который совершил два страшных преступления, прелюбодеяние и убийство, но многими слезами и покаянием ему был возвращен в пророческий дар. Церковь говорит нам о ниневитянах, язычниках, которые совершили много грехов, но за покаяние Господь помиловал и спас от гибели этот город.

В этом заключается вся жизнь человеческая. Главная проповедь, с которой Церковь обращается ко всем нам, ко всему миру, это проповедь, с которой Бог, явившейся на землю, пришел к нам. Какие были первые слова Бога, ставшего человеком, в его проповеди? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» И нет безнадежных состояний ни для народа, ни для всего человечества, ни для отдельного человека, потому что всегда Господь предлагает покаяние. «Господь так милостив, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он — только милость». И эта милость — это Его природа, Его естество, она источается из Него. И всякий грех теряет силу там, где покаяние. «Там, где искреннее покаяние, — говорит святой Иоанн Златоуст, — немедленно, тотчас же прощаются все грехи этому человеку». Так милостив наш Господь.

Однако Святая Церковь и вчера в покаянном каноне, и постоянно предупреждает нас о том, что это покаяние должно быть истинным, серьезным, глубоким. Потому что: да, Господь — это милосердие, но грех не будет прощен, если нет покаяния. И святые отцы говорят, что даже в таинстве исповеди, покаяния, где силой Божией прощаются всем все грехи, может совершиться невероятное. «Пусть все священники мира, — говорит преподобный Косьма, — Патриарх и все епископы простят тебе грехи в таинстве. Но если нет у тебя этого покаяния, если ты не каешься, эти грехи прощены не будут».

Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами.

Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем?

Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо.

Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна. Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет — это обман. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!» — поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть.

Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: «Ещё один глоток!» — а вдруг этот глоток будет смертельным?

Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного — и будет Воскресение Христово, Пасха. Пасха — это не земной праздник, Пасха — праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться.

Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году? Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли. Пасха — освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь.


Возврат к списку