Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

20.03.2013
20 марта 2013 года, в среду первой седмицы Великого поста

Архимандрит Клавдиан (Ларьков), наместник, и братия Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря молились за утреней, часами и изобразительными в храме во имя преп. Никандра Псковского.

Архимандрит Клавдиан совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Отцу наместнику сослужили: благочинный Щегловской обители игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), игумен Михаил (Тополев), иеромонах Лазарь (Поляков), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Фотоальбом о Литургии Преждеосвященных Даров - здесь 

Видеозапись Литургии Преждеосвященных Даров (в сокращении)  - здесь

* * *

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).

Особенно благолепной и воодушевленной бывает на первой неделе поста Литургия Преждеосвященных Даров. Служащие игумены и иеромонахи, иеродиакон у престола в полном облачении. Вот, тихо начинает разливаться во все концы храма грустное «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». С особенным великолепием исполняется и херувимская песнь «Ныне силы небесныя». Службы первой седмицы неспешные, длинные, со множеством поклонов.

Священнослужители вышли на солею (возвышение перед входом в алтарь), и архимандрит Клавдиан благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!»

Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» — значит «станем прямо, благоговейно». В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая в особенно важные моменты. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий».

Архимандрит Клавдиан взял в руки кадило и возжженную свечу, стоявшую перед Святыми Дарами, и пред престолом, назнаменуя крест, произнес: «Премудрость, прости». Затем, обратившись на запад, к молящимся величественно провозгласил: «Свет Христов просвещает всех!»

Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом Светом истины, преклонились до земли.

Возглашение архимандрита «Свет Христов...» напоминает верующим, что ветхозаветные праведники, о которых говорится в читаемых паремиях, были просвещаемы светом Божественной истины и приготовляемы ветхозаветными пророчествами и прообразами к пришествию на землю Господа Иисуса Христа.

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава - пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою». Монастырский хор пел эти стихи на коленях перед алтарем.

Затем Великий вход. После возгласа «По дару Христа Твоего...» диакон Евлогий вошел в алтарь северными дверьми, открыл царские врата, взял кадильницу: кадит престол, жертвенник. Затем диакон встал у престола рядом с отцом наместником, и они вместе молились, читая трижды: «Ныне Силы Небесныя...» Отец наместник при этом держал руки воздетыми горе.

Поет хор: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится». (По-русски это означает: «Ныне Небесные Силы невидимо служат с нами, ибо входит Царь Славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится»).

На этих словах пение песнопения прерывается и возобновляется по внесении Святых Даров в алтарь. Священнослужители, прочитав трижды: «Ныне Силы Небесный...» трижды поклоняются пред престолом, затем отец Клавдиан поцеловал антиминс и престол, диакон - престол, и оба подошли к жертвеннику.

Здесь они, произнося молитву "Боже, очисти мя, грешнаго" и, трижды поклонившись, совершили следующие священнодействия: отец наместник трижды кадит пред Дарами, а затем, отдав кадильницу диакону, возлагает ему на левое плечо большой воздух.
Далее, наместник взял дискос правой рукой и поднял его на уровень своего чела, а в левую руку взял потир и понес его, держа при персех (при груди).
Диакон с кадильницей предшествовал отцу наместнику с кадилом.
Священнослужители прошли северными вратами на солею и чрез царские врата - в алтарь, ничего не произнося.
Во время перенесения Святых Даров все находящиеся в храме преклонились до земли, выражая этим поклонением благоговение к Преждеосвященным Святым Дарам. Хор продолжает священную песнь: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». (По-русски: С верою и любовию приступим (к Жертве), чтобы соделаться (стать) участниками вечной жизни. Аллилуйя).

По окончании пения "Верою и любовию..."совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...»


Возврат к списку