Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

24.02.2013
24 февраля 2013 года, в Неделю о мытаре и фарисее

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь прп. Никандра Псковского.

Отцу наместнику сослужили игумен Феогност, игумен Филарет, иеромонах Михаил, иеродиакон Евлогий.

Фотоальбом о Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее - здесь

Первая подготовительная неделя к Великому Посту в 2013 году начинается 24 февраля. Это воскресенье носит название «Неделя о мытаре и фарисее». В этот день на Литургии в монастырском храме читали отрывок из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Лк 18:10-14).

После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан обратился с проповедью к прихожанам и паломникам.

- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, уже близок Великий пост. И вчера за Всенощным бдением впервые в этом году, уже звучало песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…»

Великий пост - это время особого покаяния, когда верующий человек приносит сугубое покаяние о грехах своих. Именно поэтому в преддверие Великого поста, для того, чтобы научить нас истинному покаянию, в храмах читается притча о мытаре и фарисее.

Господь наш Иисус Христос пришел спасти грешников, а не праведников. Подобно тому, как больные имеют нужду во враче, а не здоровые.

Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи». И, заметив стоящего неподалеку мытаря, фарисей добавляет: «Или как этот мытарь». Дальше фарисей начинает перечислять перед Сердцеведцем Богом свои добродетели: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». И, как в магазине, фарисей таким образом просит Бога воздать Своими благами этому мнимому праведнику за его добродетели.

Мытарь – сборщик податей; фарисейство – религиозное и общественное течение в Иудее, по сути считается сектой; название произошло от еврейского слова, означающего «отлучать», «отделять». Мытарь олицетворяет собою кающегося грешника, а фарисей – человека, только внешне сохраняющего благочестие, на самом же деле не видящего своих грехов. Церковь напоминает верующим о том, что смирение и слезная молитва – это и есть истинный путь к покаянию, а гордыня, напротив, – главный источник грехов.

Мытарь прекрасно знал, что он является далеко не праведником. Совесть, которую он когда-то пытался усыпить, поступая на свою работу, все же напоминала ему о том, что он работает на чуждую власть - римскую; что, собирая налоги, он обирает свой родной народ; да и то, что, пополняя заморскую казну, никогда не забывает и про свой карман. Вот именно этот мытарь, совершенно нисколько не превозносясь (потому что прекрасно знает, что гордиться ему абсолютно нечем), стоя вдали и не смея даже поднять глаз на небо, в покаянии ударяя себя в грудь, взывал: «Боже! милостив буди мне, грешному!» (Лк, 18:13).

Известны слова Господа о том, что на Небе радость бывает больше об одном грешнике кающемся, нежели о ста праведниках. Прп. Нил Синайский говорит, что «молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет Его».

«Сказываю вам, - говорит Христос, - что сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк, 18:14).

Добродетели фарисея его собственным превозношением опустошились, то есть обесценились в глазах Божиих. А от смирения мытаря потребилось всякое злое, то есть грехи его простились, и он возвышен был от смирения своего.

Еще святитель Феофан Затворник писал: «Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию. …сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными… Поэтому, братья и сестры, отложим ныне всякое осуждение. И не будем превозносить себя над теми людьми, которые не ходят в Церковь, которые не постятся и не молятся. Не будем считать себя праведнее других. Но вместо этого будем сознавать себя самыми грешными, спасти которых Господь и пришел на землю.

Таков урок о смиренномудрии и нелицемерном покаянии, который преподает Св. Церковь, напутствуя нас перед началом того времени, когда нам с вами, братья и сестры, надлежит принести Господу Богу свое покаяние и с пользой душевной пройти поприще предлежащего Великого и спасительного поста. Нужно помнить слова Господа о том, что мытари и блудницы кающиеся вперед всех идут в Царство Небесное. «Не помолимся фарисейски, братие», но, подражая мытареву покаянию, будем смиренно взывать: Боже! милостив буди мне, грешному. Аминь.

* * *

Между 24 февраля и 18 марта (первым днем поста) - три календарные недели в обычном понимании. При этом подготовительный период включает четыре Недели: Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Неделю Сыропустную. На языке Церкви слово «Неделя» означает только один день, а именно - «воскресенье». Считается, что изначально «неделя» происходит от словосочетания «не делати» – не работать, отдыхать, т. е. посвящать этот день Богу.

Подготовительный период начинается в воскресный день (Неделей о мытаре и фарисее), заканчивается также в воскресенье (Неделей Сыропустной или Прощеным воскресеньем), включает четыре воскресных дня, но в обычном, календарном смысле длится только 3, а не 4 недели.

Неделя о мытаре и фарисее призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».

Великий пост начинается с понедельника после праздничного Прощеного воскресенья. Первая Неделя в рамках Великого поста выпадает на седьмой день и называется «Торжество православия» (в 2013 году - 24 марта).

В течение всей первой подготовительной недели отменяются любые виды поста, это значит, что нет и традиционного поста в среду и пятницу. Поэтому она называется Сплошной, т.е. непрерывной, седмицей.

Следующая подготовительная Неделя носит название «Неделя о блудном сыне» и в 2013 году выпадает на 3 марта.


Возврат к списку