Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.01.2013
25 января 2013 года. Седмица 34-я по Пятидесятнице.

В Богородичном Щегловском мужском монастыре в этот день 25 января престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Братия Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы совершили Божественную литургию.

Богословие иконы глубоко духовно, его сформулировали строгие афонские монахи: как Пресвятая Богородица вскармливает Богомладенца, так Она питает и наши души. Так и Бог вскармливает нас чистым словесным молоком Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от молочной пищи к твердой пище Православия – то есть к глубокой вере и серьезному богословию.

Эта дата 25 января – день иконы Божией Матери «Млекопитательница» непосредственно связана с датой избрания на Патриарший престол. 25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве, прошедшим под его председательством, был избран одним из трех кандидатов на Московский патриарший престол. А уже 1 февраля 2009 года состоялась интронизация Патриарха Кирилла. В первую же Пасху 4 апреля 2010 после избрания Патриарха президент Дмитрий Медведев передал в дар Его Святейшеству икону Божией Матери «Млекопитательница».

Образ Боговоплощения: История возникновения и богословское значение иконы Божией Матери «Млекопитательница»

(исследование)

«И Слово стало плотию и обитало с нами,

полное благодати и истины, и мы видели славу Его,

славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

С первых веков христианства, наглядно доказывая это истинно благодатное воплощение Бога Слова, в Церкви появляются иконные изображения Христа Спасителя и Его Пресвятой Матери, дабы верующие лучше могли возносить Им молитвы свои, видя их духовные образы перед собою! Первые иконы Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, по преданию, написал один из евангелистов – апостол Лука, который получил на то личное благословение Пречистой Девы Марии еще при Ее земной жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и благодать Пречистой Его Матери через святые их иконы обильно явилась и проистекала по всему христианскому миру. В дальнейшем иконопись получила самое широкое распространение, несмотря на длительный и жестокий период иконоборчества.

Святые отцы всех времен всячески осуждали не только пренебрежительное и кощунственное отношение к святым иконам, но предостерегали от потребительского к ним отношения и идольского поклонения, воздаяния почести превыше самого Бога. Иконный образ, писали они, – это не чудесная доска, которой нужно подносить дорогие подарки и украшать золотыми окладами, а прежде всего – это богооткровенное и символическое умозрение в красках, которое нужно благоговейно созерцать и внимать сокрытому в нем богословскому смыслу.

Многие из икон, особенно посвященные Пресвятой Богородице, становились чудотворными и целебноносными по особой благодати нисшедшего на них Святого Духа и по вере богомольцев, припадающих к ним. Это известные и всенародно почитаемые образы Владимирской, Казанской, Иверской Пресвятой Богородицы, иконы «Знамение», «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница» и многие-многие другие…

Но особое и почетное место в этом ряду занимает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Млекопитательница». Ведь только на нем иконописец дерзнул изобразить самый сокровенный процесс взаимоотношений между Богочеловеком Иисусом и Его Пречистой Матерью в момент кормления Младенца Христа молоком от груди Матери Своей. В композиции данного образа мы имеем беспрецедентный случай, и, видимо, на то были соответствующие и веские обстоятельства. Очевидно, что здесь мы имеем дело с неким Божественным откровением…

Самые ранние изображения Кормящей Девы Марии, дошедшие до наших дней, хорошо сохранились на фресках, датированных уже VI и VII веками н.э. в древних византийских храмах Италии, Сирии и Греции. Из истории христианства известно, что композиции новых иконных образов, как и святоотеческие писания, возникали, прежде всего, в защиту того или иного вероучительного догмата. Какие же догматические вопросы и богословские споры волновали Церковь в середине первого тысячелетия, когда и появился образ Богородицы «Млекопитательницы»?

Именно в то время на Вселенских соборах церковных архипастырей утверждалось и очищалось от ересей первостепенное и наиважнейшее вероучение Православия – догмат воплощения Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, второго Лица Святой Троицы. Как гласит третий член Символа веры – «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася…», навечно принятого Первым Вселенским Собором в городе Никее в 325 году.

Проповедь Нового спасенного Богочеловечества составляет основное содержание благовестия Самого Спасителя и Его верных апостолов, главную сущность четырех Евангелий и всех апостольских посланий, основу христианства, фундамент всего учения Церкви. Цель же вочеловечения Господня есть наше спасение. А спасение человека состоит в непрестанном стяжании благодати Святого Духа, вечной жизни в Боге и в Царстве Небесном.

О значении и смысле человеческой природы Спасителя святой Кирилл Александрийский писал так: «Если воспринятое естество Его не имело свойств человеческих, то вступивший в брань с дьяволом за торжество Любви – был Сам Бог, Бог же был и одержавший победу. Если же Бог победил, то я, как нисколько не содействовавшей этой победе, не получаю от нее никакой пользы, не могу и радоваться о ней…»

Важная роль в раскрытии правильного понимания Боговоплощения, как неслитного и нераздельного соединения в Иисусе Христе двух естеств – Божественного и человеческого, принадлежит римскому папе Льву Великому. В середине V века, по его инициативе в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор против новой крупной ереси так называемых монофизитов. Главным идеологом еретиков стал некий архимандрит Евтихий из Италии, который считал, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, как бы растворилась в природе Его Божества, как капля меда растворяется в океане, и потеряла свое бытие, и следовательно, все страдания Господа на Кресте были мнимыми, а не реальными.

Эта ересь получила широкое распространение среди верующих, особенно вельмож и чиновников, и ставила под сомнение всю суть христианского подвига умерщвления плоти, отречения от мира, борьбы с грехом и самоотверженного служения ближним, а стало быть, и всего Спасения, Очищения и обожествления человечества во Христе Иисусе.

Очередной крупный раскол сотрясал невещественное здание Церкви. По всей Византийской империи поднимались раскольнические восстания, на местах даже происходила кровавая резня защитников истинного вероучения. Дело осложнялось и тем, что сторонниками монофизитов стал сам император Константинопольский и некоторые патриархи...

Одним из главных защитников постановлений Халкидонского Собора* был палестинский игумен Савва, по прозвищу Освященный, наместник основанной им близ Иерусалима монашеской Лавры. Преподобный Савва хорошо понимал, как нужен простым верующим, в большинстве своем тогда людям неграмотным и необразованным, убедительный наглядный образ именно человеческой природы во Христе, который стал бы спасительным знаменем Боговоплощения для всех христиан, а особенно монахов.

Так в стенах Лавры Саввы Освященного, по преданию, незадолго до блаженной кончины преподобного в 532 году, впервые появилась икона Кормящей Богоматери, «Млекопитательница», по-гречески именуемая «Галактотрофуса» – самый наглядный и убедительный образ человеческой сущности во Христе, изображенного в момент питания от груди Пречистой Своей Матери. Ведь не обладающий еще собственной волей младенец не может мнимо питаться грудным молоком или делать только вид, что он голоден, как считали еретики.

Этот боговдохновенный образ получился настолько выразительным и откровенным, что не только христианские богословы находили в нем неизреченный ответ на свои религиозные сомнения, но и многие, приходящие с верой и молитвой к Божией Матери перед этой иконой стали получать удовлетворение в просимом и искомом: монахи-отшельники укреплялись против плотской брани, жены-христианки разрешались от бесплодия, их мужья становились верными и любящими супругами, дети получали исцеления от болезней, архипастыри же Церкви видели наглядный образ того, как нужно духовно служить людям – окормлять верных чад своих с любовью и заботой Матери Предвечного Богомладенца…

К сожалению, за давностью лет мы сейчас не знаем, как точно выглядела та первая икона, а можем лишь об этом догадываться по сохранившимся более поздним ее спискам. Но по благословению церковных иерархов, ревностных защитников догматического вероучения о Боговоплощении, образ «Галактотрофусы» в различных своих списках стал постепенно распространяться по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью. Особенно после периода иконоборчества к моменту расцвета иконографии в XIV-XV веках его уже почитали как чудотворную святыню во многих монастырях и церквях Византийской империи, на Кипре и Крите, в Греции, Палестине и Египте, а особенно в Италии…

А судьбу первообраза «Млекопитательницы» определил сам преподобный Савва, строго наказав монахам своей Лавры передать эту икону с благословением в руки некоего царственного паломника одного с ним имени, который, по его предсказанию однажды прибудет в монастырь. Так и случилось спустя почти семь веков. Примерно в конце XII века в обитель для поклонения мощам своего небесного покровителя прибыл некий Савва, сын царя Сербии, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда молодой сербский монах молился в Лавре, неподвижно стоявшая икона Богородицы «Млекопитательницы» несколько раз перед ним наклонилась, а игуменский жезл, прислоненный к гробнице преподобного, неожиданно упал.

Монахи обители расценили это как знак исполнения пророчества и торжественно передали в дар будущему первому архиепископу Сербской Православной Церкви не только чудотворную «Млекопитательницу», но и икону Божией Матери «Троеручица», которую в VIII веке привез в обитель святой Иоанн Дамаскин. Обе иконы и игуменский жезл святитель Савва перевез на Святую Гору Афон, в основанный его отцом сербский монастырь в честь Пресвятой Богородицы, именуемый Хиландар. День обретения иконы монастырем стал днем празднования образа «Млекопитательницы» – 12/25 января.

В административной столице Афона, небольшом поселке Карее, будущий святитель Савва построил себе уединенную келью с небольшим домовым храмом в честь прп. Саввы Освященного. В иконостасе этой церкви архиепископ и поставил подаренную ему икону «Млекопитательницу», но не как это подобает – слева от Царских врат, а справа, на место образа Самого Господа Вседержителя, тем самым указав на особое догматическое и благодатное значение этого образа. Перед этой святой иконой сам Савва подолгу молился и написал свой знаменитый Типик – особый монастырский устав, по названию которого его келья, а за ней и историческая икона «Млекопитательницы» стала называться Хиландарской Типикарницей.

По-видимому, позднее первоначальная икона не раз обновлялась, как и весь иконостас домового храма Типикарницы. Примерно в XVI веке вверху образа были приписаны коленопреклоненные ангелы, поддерживающие корону на главе Богоматери. А в XVIII веке икону украсили позолоченными нимбами и серебряными десницами со звездами. Согласно принятой традиции, все новонаписанные хиландарскими иконописцами списки с этого чудотворного образа на время устанавливаются для освящения подле первоначальной «Млекопитательницы».

На русскую землю список иконы «Галактотрофусы» был впервые привезен в 1392 году из итальянского города Бари, где он находился при гробе с мощами святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Образ был торжественно поставлен в Благовещенском соборе Московского Кремля напротив царского места и был благозвучно наименован «Блаженное чрево», по евангельскому возгласу одной женщины из народа, обращенному ко Господу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», которое читается за богослужениями на Богородичные праздники. Иначе эта икона иногда называлась Бариевская или Барловская, по месту своего происхождения.

Чудесное обретение другой иконы «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году в урочище Крестогорск Минского уезда. Образ обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от Минска. В дальнейшем на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и хранилась та чудотворная икона. В безбожное советское время храм был разрушен, а богоявленная крестогорская икона бесследно исчезла, так же как и древний образ «Блаженного чрева» из Московского Кремля. Сохранились лишь некоторые списки с тех икон. Однако тогда и поныне этот догматический образ практически не получил повсеместного распространения в России, ошибочно понимаемый верующими лишь как икона, помогающая благополучному вскармливанию младенцев.

У христиан-католиков образ Богородицы «Млекопитательница», по-латински «Мадонна дель Латте», получил широкое распространение в Италии в средние века. Возможно, это объясняется тем, что именно здесь происходила самая длительная борьба с ересью монофизитства. А возможно, это объясняется особым попечением набожных итальянцев о сохранении благочестия в семье и здоровье своих младенцев. Так или иначе, идея воспевания материнства и чадородия нашла большой отклик в умах простых верующих итальянцев, поощрявших повсеместное написание икон, фресок и многочисленных картин в честь Кормящей Девы Марии, самая известная из которых «Мадонна Литта», кисти великого Леонардо да Винчи, пребывает ныне в стенах санкт-петербургского Эрмитажа.

Весьма почитаемый католиками образ «Млекопитательницы» находится в Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова в так называемом Молочном Гроте.

Но самый почитаемый на Ближнем Востоке образ «Млекопитательницы» можно увидеть в православном греческом монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Под монастырем сохранилась пещера, где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет. В этой пещере устроен небольшой храм, а на его стене русскими иконописцами с Афона был изображен в XIX веке удивительной красоты образ Богородицы «Млекопитательницы».

Очередная волна появления в нашем отечестве новых списков с иконы «Млекопитательницы» связана с русским Афонским скитом в честь святого пророка Илии, основанным в XVII веке будущим просветителем Молдавии преподобным Паисием Величковским. Сведений о том, как и когда появился здесь миниатюрный чудотворный образ «Млекопитательницы», написанный в стиле барокко XVIII века, не сохранилось. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два овальных изображения святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи.

С этой иконой «Млекопитательницы» настоятель Ильинского скита благословил схимонаха Игнатия поехать в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений от болезней по молитвам верующих перед этой иконой, когда она пребывала в Харькове, Туле, Москве и других городах. Усердием богомольцев серебряная с позолотой риза иконы была искусно украшена дорогими разноцветными каменьями.

Но самое удивительное чудо от Ильинского образа произошло тогда в Москве с благочестивым гражданином Василием Ивановичем Макарухиным, который имел большое прибыльное дело по изготовлению церковной утвари. Во время уединенной молитвы перед этим чудотворным образом, временно пребывавшем в храме Богоявления на Елоховом поле, он получил такое укрепление в вере, что решил употребить всё свое состояние на одно богоугодное дело – основать в России мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Освящение главного храма новой обители произошло 8 сентября 1864 года на окраине Тулы, в местечке Щеглово. Впоследствии основатель монастыря принял там схиму с именем Варсанофий и мирно отошел ко Господу в 1890 году.

В советское время монастырь был закрыт, разграблен и практически разрушен. Чтимая монастырская икона «Млекопитательницы», написанная на Афоне в 1859 году по заказу В.И. Макарухина, бесследно исчезла. Но сегодня Щегловский мужской монастырь вновь восстановлен краше прежнего и насчитывает несколько новых храмов, являясь единственным пока уделом иконы «Млекопитательницы» в России. А основатель монастыря ныне причислен к лику святых.

Самый почитаемый в Москве список с афонской ильинской «Млекопитательницы» находится ныне в Богоявленском соборе на Елоховом поле. Он был подарен в 1894 году настоятелем скита архимандритом Гавриилом в память о двухмесячном пребывании в этом соборе чудотворного образа из Ильинской обители.

Спустя столетие преподобный Гавриил Афонский был причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церкви. Его мощи обрели покой в великолепном храме, который он возвел на Ильинском подворье в Одессе в 1898 году. Главный придел храма освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы», в знак того, что богоугодное дело храмостроительства свершилось во многом благодаря дорогим пожертвованиям, собранным в Российской империи с помощью той самой миниатюрной чудотворной иконы из Ильинского скита…

Хочется верить и надеяться, что прославленный афонский образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» станет почитаем в каждом нашем храме, в каждом доме, ведь в наше распутное и лукавое время нам вновь нужен мощный и убедительный образ радости спасительного Боговоплощения, материнства и целомудрия, христианского самоотвержения и духовного окормления. Сегодня на местах, увы, еще остается губительная тенденция приуменьшать или совсем забывать человечество Иисуса, что приводит к глубоким духовным болезням. Иконные же изображения Богородицы «Млекопитательницы» по-прежнему остаются мощным наглядным опровержением этих заблуждений и убедительным напоминанием, что Любовь Бога к людям – не надуманная абстракция, а физическая реальность!

В этой связи совсем не случаен тот факт, что 25 сентября 2008 года в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча приснопоминаемого ныне Святейшего Патриарха Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием, который передал в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви точную копию чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы Богородицы «Млекопитательницы» с любовью и благодарностью от всего сербского народа за духовную и материальную помощь. В настоящее время этот образ находится в Покровском женском монастыре в Хотькове, куда он был торжественно передан в день 700-летнего юбилея обители на праздник Покрова Божией Матери.

Следующий акт современного явления иконы «Млекопитательницы» состоялся в ночь с 3 на 4 апреля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве во время Пасхального богослужения. Президент России от лица всего народа торжественно передал в дар Святейшему Патриарху Кириллу еще одну копию иконы «Млекопитательницы» – точный список с древней Хиландарской Типикарницы – в благодарность за духовное окормление и попечение.

А год спустя – 20 февраля – еще один список из Хиландара был официально подарен от руководителей Правительства Центрального округа России во вновь возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

Третий раз за последние пять лет осеняет Московскую Патриархию Пресвятая Богородица благодатным покровом чудотворной Своей иконы «Млекопитательницы», знаменуя новую эпоху в прославлении этого афонского образа. И если в прежние века эта икона была излюбленной в основном у ревностных монахов и отшельников, то сегодня настает такое время, когда именно благочестивые миряне нуждаются в особой благодати и помощи этого образа…

И хотя Пресвятая Богородица близка каждому страдающему и обремененному человеку, Она помогает тому, кто искренно хочет спастись и доказывает это на деле, а не тому, кто делает только вид о благочестии своем. Да, мы восклицаем Господу: «Блажено чрево…». «Но тем же блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его», – отвечает нам Спаситель через образы Кормящей Своей Матери, первой на земле показавшей нам образец истинного евангельского служения Богу и людям.

И пока мы живем на этой земле, пока находимся в бренных телах своих, мы должны выполнять две самые главные заповеди Господни – о любви к Богу и о любви к ближнему, которые как нельзя наглядно и убедительно отображены на иконе Богородицы «Млекопитательница». И как Богопознание невозможно без постоянного и взаимного тесного соединения человека с Богом, так и любовь к ближнему невозможна без конкретного труда и жертвы с нашей стороны.

Образ Божией Матери «Млекопитательница» научает нас тому, что как беспомощному младенцу невозможно выжить без постоянного кормления его особым материнским молоком, так и закостеневшей душе человека невозможно спастись без постоянной пищи духовной. А что есть пища духовная? На этот вопрос дает ответ другое сокровенное значение образа «Млекопитательницы». Если Сама Богородица не раз отождествлялась у апостолов и святых отцов с Матерью-Церковью, Наместницей Христовой, то, естественно, молоко персей Ее – ни что иное как спасительные Таинства Церкви, в которых постоянно должен участвовать и искренне принимать каждый верующий человек. И прежде всего, это таинства Покаяния и Евхаристии, как приносящие самые благодатные плоды.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17).

Автор-составитель – Дмитрий Ломанов

Главный консультант – священник Александр Бабушкин

* Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно («Закон Божий», прот. Серафим Слободской).


Возврат к списку