Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

17.12.2012
16 декабря 2012 г. - Прор. Софонии (635-605 до Р.Х.). Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406).

В Богородичной Щегловской обители отслужена Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Клавдиан. Ему сослужили братия монастыря игумен Феогност, игумен Филарет, игумен Михаил, иеромонах Лазарь, иеродиакон Евлогий.

Фотоальбом о богослужении в воскресный день - здесь

После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан обратился к молящимся с проповедью.

- Христос обратился со Своими словами к богатому юноше. Юноша задает вопрос: «Господи, что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?» Евангелие говорит нам о том, что Господь с удивительным вниманием отнесся к этому вопросу, потому что в сказанных словах заключалось стремление человека быть ближе к Богу.

Христос, прекрасно зная все об этом юноше, как бы проверяет его и проводит испытание сердца этого человека. Он спрашивает, знает ли юноша заповеди? Юноша отвечает, что от юности своей сохранил их в сердце своем. И, как говорит нам Евангелие, Господь возлюбил его. Сохраненные юношей заповеди являлись теми установками, которые обеспечивают благополучие человека на земле.

Но есть еще нечто большее, что человек может делать. Это большее является испытанием сердца: способен ли человек оторваться от земного и действительно быть близким к Богу. Предложение следует от Христа богатому юноше: «…если хочешь совершенным быти, иди и раздай свое имение, и следуй за Мной» (Мф 19:21).

Юноша отошел от Христа опечаленным, потому что ему была предложена некая мера, на которую он не был способен и на которую не способны большинство из нас. А ведь этим определяется наше отношение к Богу. Богатому человеку действительно трудно достичь Царствия Божия, и богатому не только материальным достатком, но и богатому всякого рода знанием, которое заслоняет собою Бога.

Сегодня мы живем в достаточно благополучных условиях. Сегодня можно свободно ходить в храм, можно особо не занимать свою голову мыслями о том, где жить и чем питаться.

Заповеди нами тоже, вроде, соблюдаются, на первый взгляд все благополучно, но уходит из среды людей главное качество, которое было присуще старшему поколению – жертвенность и решимость служить Церкви без всякой оглядки и не смотря ни на какие условия: материальные или географические.

Немало людей расходятся по распутьям и дорогам вовсе не тем, которыми они изначально решались идти. Да и идя, кажется, за Христом и находясь в ограде церковной, очень часто думают не о служении Богу и людям, а о житейских попечениях.

Евангелие, которое предлагается сегодня нам, позволяет каждому из нас проверить свое сердце, и не обязательно в области своего материального богатства. Может быть, к чему-то другому прилепилось наше сердце, к каким-то другим кумирам, которых мы не хотим терять и выбираем между ними и следованием за Христом.

Поэтому дай Бог, чтобы слова, обращенные Христом к Евангельскому богатому юноше, рассекли бы и сегодня наше сердце, обнажили его внутреннее состояние и позволили каждому из нас понять, в каком же состоянии находится оно - наше собственное сердце – источник и хорошего и плохого, любит ли оно Бога по-настоящему, верно ли оно Ему? Есть ли в нем те решимость и жертвенность, которые являются главными условиями при следовании за Христом и всецелом посвящении своей жизни служению Богу и его святой Церкви. Аминь.

Архимандрит Клавдиан сердечно приветствовал молящихся и поздравил всех с воскресным днем.

* * *

Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления и 10-летие второго обретения мощей преподобного (23 августа).

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя).

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Приход Богородичной Щегловской обители и Тульский епархиальный паломнический центр планируют обязательно совершить однодневную поездку в Саввино-Сторожевский монастырь для поклонения прп. Савве Сторожевскому. Дни памяти: 1 февраля - обретение мощей, 23 августа - Второе обретение (перенесение) мощей. 16 декабря – преставление прп. Саввы.

Поездки будут совершаться:

1 и 2 февраля, птн, сб, 27 июля сб, 23 и 24 августа, птн, сб, 29 сентября вс,15 декабря, вс. Записывайтесь заранее – для того, чтобы можно было заказать большой автобус. Телефон для записи 8 910 151 99 81. Телефон для справок 8 920 278 03 50


Возврат к списку