Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.09.2012
9 сентября в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском монастыре была отслужена Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Клавдиан, наместник мужской обители

8 и 9 сентября продолжалось общероссийское, общецерковное празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года, во время которой наши предки дали отпор нашествию «двадесяти язык» — огромной армии, собранной со всей покоренной Наполеоном Европы, армии, которую возглавлял доселе непобедимый полководец и властитель.

В память о победе нашего народа над врагом и в благодарность Творцу за Его милости в Храме Христа Спасителя, а также во всех храмах Русской Православной Церкви 8 сентября сего года (26 августа по старому стилю), совершено «Молебное пение ко Господу Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

8 сентября во всех действующих храмах и монастырях Тулы и области по благословлению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия православные туляки молились об упокоении вождей, воинов на поле брани жизнь свою отдавших.

9 августа в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском монастыре была отслужена Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Клавдиан, наместник мужской обители.

Фотоальбом о богослужении в Богородичной Щегловской обители 9 сентября – здесь.

Еще одна дата является знаменательной для Тулы в этом году – 460 лет прошло со дня отражения нападения крымского хана.

В средние века на пересечении сторожевого вала и трактовой дороги из Тулы в Венев стояли ворота. Народ называл их «Щегловы ворота» — по фамилии дозорного воеводы. А затем и засека, прилегавшая к сторожевому валу, стала называться Щегловской. Валы и засеки служили защитой от набегов татар.

В 1552 г. в царствование Иоанна Грозного, туляки успешно отразили нападение крымского хана Девлет-Гирея. Весьма малочисленные и плохо вооруженные туляки заперлись в Тульском кремле, но отразили приступ татар. Символически они отразили наступление ислама и защитили Православие. В летописи об этом сказано: «Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских вниде в него (Девлет-Гирея) страх и убояся велми, и стоя три дни, не дождавшись люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа».

В честь героического отражения нападения войск крымского хана Девлет-Гирея недалеко от Тульского кремля был воздвигнут деревянный мужской Предтечев монастырь (упраздненный в 1800 г. при создании архиерейской кафедры).

История войны 1812 года опосредованно отразилась и на судьбе Щегловской обители – именно тогда основатель нашего монастыря Василий Макарухин узнал Тульский край.

Любовь к Отечеству своему, к России основателя нашего Богородичного Щегловского мужского монастыря, окрепла в нем в трудный 1812 год, когда французы заняли Москву. Василий вместе с отцом тогда направлялся в Каширу. По дороге их, мирных людей, и повстречали французы. Они разули отца, и отпустили босого по осенней холодной земле.

Кашира тогда входила в Тульскую губернию, здесь, на тульской земле молились Макарухины, отец Иван и сын Василий, о спасении земли Русской, об освобождении Москвы — сердца России. И молитвы те были услышаны, но были они, конечно, не единичны, вся святая Русь молила Бога о победе православного народа над врагом.

Знал Василий Макарухин историю тульской земли, ведал об обретении русским народом единства, осознания себя как целого народа во время Куликовской битвы, о значении тульских засек — засечных рубежей, за которые еще в древние годы не допускался враг. Осознавал он, что защита православного Отечества, Православия — особый крест тульщины. Он исходил эту землю своими ногами, видел красивейшие места — холмы, леса, реки, озера…

И переходили его мысли о земной брани к мыслям о брани духовной, о Церкви здесь на земле — воинствующей, к Церкви на Небесах — торжествующей… По словам тульского историка Николая Ивановича Троицкого, Василий Макарухин «под видом и в звании простого московского обывателя скрывал могучий дух мужественного инока».

Уверился Василий Иванович Макарухин, ныне святой преподобный Варсонофий Щегловский и Тульский, что в подлинно святом месте будет создана новая Богородичная Щегловская обитель — эта земля защищена «Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских». И он начал строить в Туле Богородичный Щегловский мужской монастырь.

Тула в этом году отмечает 300-летие с начала оружейного производства, сыграла значительную роль в изгнании наполеоновский войск. Еженедельно тульские оружейники поставляли армии по две тысячи ружей, а тульское ополчение, созданное по указу царя от 18 июля 1812 года, не только обороняло рубежи родной губернии, но и участвовало в контрнаступлении всей Кутузовской армии.

Тульские ополченцы участвовали в заграничном походе и весной 1814 года вступили в Париж, своей храбростью и воинским умением прославив навеки свои имена. Значение Тулы как крупного центра оборонной промышленности была настолько значительным, что Наполеон грозил сжечь этот город-арсенал и тем обезоружить Россию.

В память об Отечественной войне 1812 года в нашем городе на средства горожан был построен Богоявленский кафедральный собор, он находится на территории Тульского Кремля. К сожалению, сейчас он не действует, в его помещении расположены экспозиции Музея оружия.

История нашего города тесно переплетена с воинской летописью – празднование 200-летия Отечественной войны 1812 года вызывает в сердцах туляков гордость за своих предков, почивших на поле брани во имя свободы Родного Отечества.


Возврат к списку