Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

04.07.2012
Направлять домостроительство душ, помогать возрастать духовно в стремлении к Богу

 

Из истории Богородичного Щегловского мужского монастыря известно, что и в самой обители, и в монастырском парке стояло несколько беседок, похожих на келии, где иеромонахи, монахи, являясь духовниками, могли беседовать со своими духовными чадами, направлять домостроительство их душ, помогать возрастать духовно в стремлении к Богу.

  

В наше время эта традиция продолжена: иеромонахи Щегловского монастыря окормляют духовных чад, прихожан, паломников. Теперь и здесь построена приемная келия в виде беседки – для бесед с духовными чадами. Она построена в гуще монастырского сада, который лет пятнадцать тому назад насадил (с помощью братии) старый садовник Павел Васильевич (Упокой, Господи, его душу!). Строительство беседки – келии завершено, здесь продолжаются отделочные работы.

   

Всю жизнь в духовных центрах Русской Православной Церкви – монашеских обителях духовники принимали своих духовных чад в в специальных кельях. «Хибарках» - как в Оптиной пустыни, так там назывались деревянные домики, где принимали людей старцы.

Мужчин принимали в приемных кельях, а женщин - в хибарках, террасках, беседках - особых пристройках, состоящих порою из сеней и небольшой келейке с одним окном, с отдельным входом извне скита, монастыря, близ ворот.

Многих православных людей воспитывали духовно в стенах смиренных келий и хибарках, беседках, проникнутых заветами великих старцев. Они становились училищем благочестия, здесь и новоначальные иноки проходили самую высокую из наук – монашество.

При занятиях с людьми не было отказа никому из посторонних посетителей, приходивших поговорить о своих духовных нуждах. Во всякое время был свободный доступ и знатным и не знатным; и богатым и бедным; и ближним, и дальним; и монашествующим, и мирским. Всех принимали духовники.

В переднем углу, обычно, пред иконами Христа Спасителя и св. апостола Петра, висела лампадка и стоял аналой с крестом, исповедной книжкой и епитрахилью, чтобы желающие могли тотчас же приступить к исповеди. По исповеди исповедники допускались к принятию Св. Тайн. Многие, получив на исповеди от духовника пользу душевную, продолжали жить по наставлениям старца, исправлялись от душевных недугов и жили по молитвам старца благочестиво и благополучно.

Внешний вид скита, где жили духовники, старцы, довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.

 


Возврат к списку