Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

30.06.2012
«Царица Небесная была единственной посредницей» в деле основания Богородичной Щегловской обители

День был вначале пасмурным, даже слышались отделенные раскаты грома. Но вот торжественный звон колоколов возвестил скорое начало богослужения, и…выглянуло солнце.

Началась служба. Как всегда, она была торжественной и красивой. Самое главное, чем православные люди отмечают церковный праздник - это Божественная литургия. А накануне праздника – всенощное бдение.

В храме молились братия монастыря и прихожане. В благоговейном молчании внимали люди словам молитв и песнопениям. Православный народ особо почитает Боголюбскую икону Царицы Небесной. Верующие собрались в храме, чтобы почтить Пресвятую Богородицу в чудотворной Ея иконе «Боголюбская».

В день празднования Боголюбской иконе Божией Матери Божественную литургию возглавил архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы.

Это особенный праздник для Щегловской обители. Как пишет краевед Н.И.Троицкий: «Царица Небесная была единственной посредницей» в деле основания Богородичной Щегловской обители.

Фотоальбом "Празднование Боголюбской иконе Божией Матери" - здесь

Основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря Василий Макарухин однажды открылся своему духовнику – иеромонаху Никандру, сказав, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело.

Духовник повел с ним речь об основании святой обители в Туле. Он знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Иоанно-Предтечев мужской монастырь. Беседа духовника увенчалась успехом. Василий Макарухин, в будущем святой преподобный Варсонофий, дал свое согласие перед иконой Божией Матери «Боголюбская», перед которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Вот почему эта икона с тех самых пор является заветною святыней Богородичного Щегловского монастыря. Ранее она помещалась в храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», на левом северном столбе. Нынче размещается в алтаре храма в честь преп. Никандра Псковского. В день праздника икону торжественно помещают на аналое.

Важно сохранение исторической памяти. В этот день вспоминаются страницы славной и великой истории нашей страны России. Обратимся к повествованию о явлении чтимого образа. На иконе Божья Матерь изображена Предстоящей в молении Своему Сыну Иисусу Христу, взирающему с небес. В руке у Нее свиток с надписью. Предание связывает создание первой иконы подобной иконографии на Руси с именем Владимиро-Суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

В 1155 году князь Андрей, уезжая из Киева на княжение в северо-восточные земли, где он замыслил создать новый центр Руси, способный сравниться великолепием с Константинополем, взял с собой греческую икону Богоматери, позже ставшую известной как "Владимирская".

По преданию, около Владимира на Клязьме кони, везущие обоз, внезапно встали и, несмотря на все усилия, сдвинуть их с места, "не поступиша никаможе". Святой Андрей Боголюбский, увидевший в этом знамение Божие, начал молиться. Ему чудесным образом явилась Богоматерь и повелела поставить икону во Владимире, а на том месте, где встали кони, построить церковь во имя Рождества Богоматери. Так был основан город Боголюбов.

В память о видении, князь Андрей "призвал искуснейших изографов" и повелел им написать икону Царицы Небесной в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы. Образ "Богоматери Боголюбской", созданный около 1159 года, сохранился до наших дней и находится в Княгинином Успенском монастыре во Владимире.

После описанных событий иконе был установлен особый день чествования и составлена служба. Икона почиталась владимирскими князьями как их покровительница. Известно, что в первой половине ХV века с древнего образа был создан список для одной из церквей в Москве. С этого времени икона стала восприниматься и как заступница московского княжеского дома и всей Русской земли.

Надписи на свитке, который держит Богоматерь могли быть разными. Однако смысл их всегда был близким - это заступническая молитва Богородицы за весь человеческий род, обращенная ко Христу. Так, на окладе одной из икон "Богоматери Боголюбской" читаются слова: "Владыко Многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людях Твоих и светозарный луч славы Твоей да нисходит на место, Мною избранное".

Первая икона, созданная по повелению святого князя Андрея была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбской.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя ( 1237 - 1240) храм Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери чудесно спасся из огня. Особенно прославилась икона исцелениями и избавлением от губительных эпидемий чумы и холеры. В 18-ом веке город Владимир был чудесно избавлен от свирепства чумы, мор совершенно прекратился после крестного хода с чудотворной иконой.

Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода и названная Владимирской , впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Многие списки чудотворной Боголюбской иконы восприняли благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский, Московский, Тульский и некоторые другие списки.

Все это страницы истории нашей страны. Она была очень разной, эта история - и славной, и трагичной, но всегда, во все времена пребывает с нашим православным народом Молитвенница за род христианский Боголюбивая Матерь Божия.

Трудно исчислить все иконы Божией Матери, явившиеся в разное время в пределах нашего православного Отечества. Многие иконы Богородицы - это отражение свойств Ее личности. Одно из этих свойств - Боголюбие. Любовь Царицы Небесной к своему Сыну и Богу отражена в образе, носящем название, соответствующее этому Ее качеству - Боголюбивая, Боголюбская.

Взирая на икону, будем и мы подражать Царице Небесной. Пусть наша любовь к Богу выражается в сегодняшних наших делах! Свидетельство большой любви к Богородице – это стремление православных людей обязательно прийти в храм Божий в день празднования Ее иконы Боголюбской.

Братия монастыря усердно служит в этот день - они, как пастыри церковные, исполняют свой долг и пребывают с верующим народом. Так должно быть, - потому что храм Божий, являясь Домом молитвы, по слову Спасителя, вместе с тем является для православного человека и самым притягательным местом: с ним связана вся наша жизнь от крещения до последнего ее дня. Сегодня пастыри Христовой Церкви, кроме совершения богослужений имеют возможность уделять внимание и оказывать духовную поддержку всем тем, кто в этом нуждается.

Об этом свидетельствуют многие виды социального служения братии Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря: духовное окормление прихожан, болящих и страждущих в областной больнице, кожвендиспансере, сирот Тульского городского детского дома №2, соседних школ, детского сада.

Вот таким знаменательным оказался праздник Боголюбской иконы Царицы Небесной.


Возврат к списку