Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

07.01.2011
Православные верующие встретили праздник Рождества Христова

Православные верующие встретили праздник Рождества Христова. Этой ночью в соборном храме Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря в Туле Божественную литургию совершил архимандрит Клавдиан, наместник святой Богородичной обители. (Фоторепортаж празднования - здесь.)

Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое место. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.

Радость праздника выражена в прокимне дня: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли».

Еще днем в сочельник в конце службы священник выносил на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан пелся тропарь и кондак праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, / Возсия мирови свет разума. / В нем бо звездам служащии звездою учахуся. / Тебе кланятися, Солнцу правды, / И Тебе ведети с высоты Востока. / Господи, слава Тебе!»

Всенощное бдение началось с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!». Утреня совершалась по чину великих праздников. На ней впервые полностью пелся канон «Христос раждается…» - один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

«Веселитеся, праведнии, / Небеса, радуйтеся, / Взыграйте, горы, Христу рождшуся! / Дева сидит, херувимом подобящися, / Носящи в недрех Бога Слова воплощенна; / Пастырие Рожденному дивятся, / Волсви Владыце дары приносят, / Ангели воспевающе глаголют: / Непостижиме Господи, слава Тебе!»

Рождество - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Они имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Святая Церковь говорит, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Минувшей ночью множество православных верующих собрались на торжественное богослужение в соборном храме Богородичного Щегловского монастыря. Они тоже несли свои дары Богомладенцу. У вертепа, который установлен рядом с собором, прихожане и паломники оставляли свои приношения - свечи, баночки с ладаном, пожертвования, а также конфеты, печенье, кексы, - словом, то, что испекли в сочельник днем для праздничного стола.

В ночь с 6 на 7 января с 00.00 - часы, Божественная Литургия, затем праздничный молебен. Встретить праздник ночью – это особая радость: и духовная, и душевная. Служба в эту ночь особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, - хорошо, если ее посетить.

Встретить праздник в соборном монастырском храме важно еще и потому, что он изначально посвящен именно Пресвятой Богородице-Млекопитательнице, что напоминает всем о Рождестве Богомладенца и его первых днях, месяцах жизни. Алтарь, иконы, стены собора - все буквально сияет, включены все светильники. Повсюду расставлены ели - символы обновляющейся жизни. А икона Рождества Христова в большом венке из еловых веток напоминает о вифлеемской пещере и о тех, кто нашел там прибежище в день великого рождения.

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Наместник совершает омовение рук, что символизирует чистоту помыслов. И вскоре наступает ключевой момент службы и самого праздника - Святое Причастие. Звучит Тропарь - церковное песнопение, посвященное Рождеству. «Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите (то есть встречайте); Христос на земли - возноситеся (то есть возноситесь мыслью и молитвой ко Христу), пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися».

Так поют в православных храмах в рождественскую ночь. Весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

- Дорогие братья и сестры во Христе, поздравляю вас с радостным праздником – Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, - сказал в проповеди архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. - Желаю всем нам, чтобы в сердце каждого из нас рождался Христос. Если Господь будет в нашем сердце рождаться, то в нашем сердце будет любовь, благодать, добро, милость. А там, где милость, нет места вражде, злу, страстям, нехорошим мыслям. Желаю всем вам мира, добра, процветания. Желаю благословения Господня вашим семьям, и всего самого хорошего, самого светлого, самого доброго. Храни вас Господь и Матерь Божия на многая лета. С праздником, дорогие мои!

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне», кондак праздника и, по обычаю, величание.

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Пресвятую Деву Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа - конкретно и исторически - есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело - это прежде всего Ее тело, Его жизнь - это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднства завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях.

Святки на Руси всегда празднуются ярко и торжественно: все поздравляют друг друга, славят Христа, проводят время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимает, что Господь стал к нему ближе.

Фотоальбом Братия, прихожане и паломники Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря встретили праздник Рождества Христова

Фоторепортаж о рождественском утреннике здесь


Возврат к списку