Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

20.12.2010
В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре пребывает ковчег с частию мощей свт. Николая Чудотворца

В день празднования памяти свт. Николая Чудотворца 19 декабря 2010 года у прихожан и паломников Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря была возможность не только помолиться возле чудотворной иконы с частицей мощей святителя, но и поклониться, приложиться к ковчегу с частью его святых мощей, который привезен в этот день в тульскую святую обитель и останется здесь навсегда.

Свт. Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, чудотворец (ск. ок. 345). Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Удивительно откликнулось русскому слуху название г. Миры, в котором святитель епископствовал. Здесь и миро — свящ. благовоние, крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Св. Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое миро, истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и мир как состояние души, и мир как вселенная; здесь и производное мирянин — человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру...

Об этом сказал сегодня в своей праздничной проповеди архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. В нашей святой обители скресенье 19 декабря было отслужено две Божественные литургии, православный люд исповедовался и причащался, радуясь возможности сделать это в день памяти свт. Николая Угодника.

- Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером, - сказал далее в проповеди архимандрит Клавдиан. - Это решительный поступок на вселенском соборе, когда обсуждался Символ Веры, это открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, это решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался свт. Мирликийский во время своей жизни, особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и достойным уважения в глазах русского народа: они-то, между прочим, кажется, и дали возможность стать русскому люду в особенно короткие отношения к этому святителю.

Вот уже несколько лет, как пребывает в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре чудотворная икона с частию его св. мощей.

Прихожане и паломники знают и любят эту икону. И удивительным образом ее лик похож на лик другой иконы святителя – святыни Никольской башни Московского Кремля, которая была найдена и освящена совсем недавно.

Никольская башня Московского Кремля вновь обрела свою святыню, по которой она и получила название. Надвратная икона Николая Чудотворца, замурованная в советское время, вновь предстала взору людей. Фреску, написанную предположительно 500 лет назад, при большевиках замуровали под слой штукатурки, как и лик Спасителя на другой, Спасской башне.


Торжественное открытие святого образа состоялось 4 ноября, сообщили в Фонде Андрея Первозванного, организовавшего реставрационные работы. Освящение иконы совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Икона написана в технике фрески, то есть непосредственно на каменной стене. Воссоздано изображение на период XVII века», — пояснил руководитель работ Сергей Филатов. По его словам, зимой фреску закрыта стеклом.
Не так давно стало понятно, что на двух башнях Московского Кремля, а именно Спасской и Никольской, как раз тех, которые выходят на Красную площадь, которые являются самыми стройными и уж точно одними из самых высоких башен Московского Кремля, были обнаружены надвратные иконы, судьба которых после 1917 года была совершенно неясной. Никто толком этой судьбой не интересовался, мы их трагически потеряли, как считала часть русского народа, Так вот, иконы Спаса вернули. А на Успение Богородицы Патриарх всея Руси Кирилл её освятил. Заново, можно сказать, потому что она наверняка была освящена в своё время..

Вот слово «чудо», наверное, самое ёмкое и самое точное. Потому что любой человек, который имел отношение к этой теме, он так и говорит. У учёных это сразу звучало буквально с первого дня – это научное открытие. Действительно, это было открытие, потому что это было сокрыто от наших глаз, вот пелена такая белая висела у всех нас, и шурфы, натурные съёмки показали, что там всё-таки что-то есть.

Первым сказал, что там есть иконы, епископ, тогда ещё Бостонский, Русской зарубежной церкви, епископ Михаил, в миру – Семён Донсков. Ныне епископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Человек удивительный, выходец из донских казаков. Так получилось, что владыка говорил о том, что сейчас готовится заседание совместной верховной комиссии Московского патриархата и зарубежной церкви, и одно из стремлений Зарубежной церкви было, чтобы Московский патриархат содействовал замене красных звёзд на башне Кремля на исторические двуглавые орлы с коронами. И одновременно как было бы хорошо восстановить надвратные иконы Кремля на кремлёвских башнях.

В этот период было полное убеждение, что эти места, представляют из себя сплошную красную кирпичную кладку, под ними ничего нет и быть не может, потому что после того, как случились события 17-го года, иконы были... Во-первых, Никола Можайский был расстрелян. Ну, а потом они были сняты, разбиты, каким-то образом уничтожены. Было полное представление, что надо просто писать иконы заново, мозаику выкладывать, ставить на это место и таким образом восстановить историческую справедливость.

Владыка тогда сказал, что у него где-то должна была сохраниться копия фотографии, взятая с иллюстрации, опубликованной в одном эмигрантском издании в Канаде. На этой фотографии был изображён Николай Чудотворец, прозываемый в народе Можайский.

Фотографию нашли. Но на ней предстал образ святителя Николая Чудотворца несколько для нас непривычном виде: в правой руке он сжимал меч, а левая рука была отстрелена, а в левой руке по канонам должен был находиться храм-град, маленький храмик... Макет храма-города, который символизировал духовную власть над этим местом. Видно было по фотографии, что следы пуль настолько плотно ложились вокруг, прямо по нимбу Николая Чудотворца, такое было ощущение, что кто-то метко выстреливал из крупнокалиберного пулемёта. Рядом были осколки кирпичной стены, выбоины.

Известна зарисовка XIX века, на ней видны разрушения Никольской башни от взрыва, что устроили солдаты Наполеона при отходе из Москвы. Шатер разрушен полностью, правой стены нет, а икона — удивительно — целая, даже фонарь с лампадой не разбился. После этого ее и прозвали чудотворной.
Вокруг Николая Чудотворца исторически находились два архангела: с правой стороны был архангел Михаил, с левой – архангел Гавриил. Это были не иконы, эти образы были как бы накладные, из белого материала выполненные, чуть выдавались... Гипсовый рельеф.

Был найден документ от 1925 года, где говорится о нецелесообразности уничтожения икон (не говорилось, какие иконы, но кремлёвские иконы), потому что о нас плохо подумают на Западе. И вот этот документ вселил в самых отъявленных скептиков надежду, что иконы могли быть не уничтожены.

И тогда поросили разрешения вскрыть киоты, получить доступ к киотам.  В феврале 2010 года было принято положительное решение. В конце апреля, 23 и 27 апреля первые шурфы были сделаны на Спасской башне, и они дали сразу положительный результат. То есть, когда вскрыли и увидели, что за белой штукатуркой находится сетка металлическая, а там видно даже живопись и видно, что золотые краски, увидели даже книгу Спасителя, тогда уже сделали предположение реставраторы, что это Спас Смоленский. А Николу Чудотворца, когда мы вскрывали, увидели сетку, что есть остатки красок. Сделали фотосъёмку, и тогда уже для нас сенсация состоялась, чудо, которое, так сказать...

И, чудо, что вскрытие иконы показало, что это действительно Николай Чудотворец. В 18-м году 1 мая была массовая манифестация с участием Ленина и представителей Совнаркома. И 1 мая, это описано несколькими людьми, состоялось чудо на Красной площади. Поскольку в марте приехало новое правительство большевиков из Петрограда, они решили въехать в Московский Кремль. И в марте они остановились в «Национале», и потом готовились въехать туда и закрыли иконы красным кумачом. И так получилось, что кумач этот разорвался на глазах у многотысячной толпы, и материя упала. И один архиерей принёс эту материю в дом, и увидел, что она была разрезана как бритвой.

Проведена реставрация, восстановление образа Николая Чудотворца. Икону Николая Можайского после расстрела Кремля в 17-м году в народе прозывали Николай Раненый., Специалисты восстанавливали его по старинным документам. Ничего не добавляя от себя к творению неизвестного мастера XVI века, - ни в цвете, ни в формах. За исключением левой ладони Николы Можайского - ее художникам пришлось создать заново, соблюдая все технологии.

3 месяца понадобилось группе реставраторов, чтобы восстановить икону. Специалисты сумели воссоздать изображение на период XVII века. 4 месяца назад, когда икону святого Николы Можайского только начинали вызволять из так называемой каменной гробницы, предполагали, что образ пострадал сильнее, чем Спаситель над воротами Спасской башни. Но не догадывались, что главного - лика - нет вовсе. Его дописали только лишь потому, что сохранились еле заметные линии, прочерченные специальными иглами по сырой ещё штукатурке. Остальную часть фрески латали, залечивая её раны. Так художники называют места, куда попали пули во время обстрела Кремля. Часть пуль реставраторы достали из этих ран ещё в 1918 году, часть только сейчас. Последние штрихи - убрать пыль перед покраской.

Белоснежное обрамление фрески тоже оказалось частично разрушенным, его надстроили внизу. Но большая его часть всё же остаётся древней. И это называют чудом. Как и то, что образ Николы Можайского вообще дожил до революции 1917 года. Столетием раньше Никольскую башню взорвал Наполеон, убегая из Москвы. Она раскололась на две половины. Образ Николая Чудотворца целиком остался на одной из половин и не пострадал.

В День народного единства 4 ноября образ Святителя Николая был торжественно открыт и освящён. В исторических справках говорится, что в 1612 году народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским вступило в Кремль именно через эти ворота. Полюбоваться кремлёвскими иконами сможет каждый.

Когда эти иконы появились над Кремлём, что они видели в своей жизни? А видели они, видимо, многое. Хотя они видели и всё, что было после 17-го года, сквозь... Они благословляли те полки, которые шли в 41-м году, и те Покрова Небесные, которые закрыли Красную площадь от немецкой авиации, это тоже их рук, их духа дело. Для людей досоветского периода Кремль являлся святым сакральным местом русского Православия. Сказать, что это сердце России – это правильно. Лучше сказать, чем Михаил Юрьевич Лермонтов, не скажешь – он сравнил это с алтарём.

Известно имя человека, который участвовал в сокрытии иконы и его тяжёлая судьба. Слава Богу, что у нас такие люди были. Это епископ Камчатский Анисимов. В те далекие года Нестор Анисимов написал отчёт по поручению Всероссийского архиерейского Собора, который избирал Патриарха. Он с риском для жизни пробрался в расстрелянный Кремль, а разрушенный Кремль, описал его, сфотографировал и представил отчёт, а потом издал брошюру, за которую его тут же арестовали.

Слава Богу, через месяц ему удалось выйти, а потом бежать в Харбин. И он остался жить в советское время, стал митрополитом, слава Богу. В докладе епископа Нестора Анисимова сказано, что если Москва есть, несомненно, сердце России, то алтарём этого сердца является Кремль. Лучше не скажешь, потому что это алтарь. И с этим алтарём так поступить в 17-м году – прямой наводкой расстреливать из пушек!

Празднование памяти свт. Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в 1087).

Фотоальбом  Ковчег с частию св. мощей свт. Николая Чудотворца пребывает в Богородичной Щегловской святой обители


Возврат к списку