Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

31.03.2012
Воссоздан многоярусный иконостас главного придела

В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре воссоздан многоярусный иконостас главного придела в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Завершено воссоздание иконостасов северного и южного приделов.

Что представляет собой иконостас Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря?  См. фоторепортаж "Иконостас Богородичной Щегловской обители" - здесь

Иконостас - типично русское явление, и многие исследователи считают его большим достижением древнерусской культуры и важным элементом церковной традиции.

В Щегловском монастыре иконостас построен ярусами, что так же, как и регистровость в традиционных храмовых росписях, символизирует иерархичность мира. В древнерусской терминологии ряд называется "чином".

Первый, самый нижний, чин - местный, на иконостасе главного придела собора Щегловской обители - иконы Спасителя и Божией Матери «Иверская». В центре местного чина располагаются Царские врата. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева - икона Пресвятой Богородицы «Иверская» - подобие глубоко чтимой на Святой горе Афон иконы «Иверская, которая стоит на Святых вратах в Иверском афонском монастыре.

Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь.

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает «Воскресение Христово», и это неслучайно, так как Святая Пасха – главный праздник Русской Православной Церкви.

Слева от Иверской иконы располагается икона «Игуменья горы Афон». Для непосвященного человека это является неожиданным. Но нужно знать историю Богородичной Щегловской обители, чтобы понять, почему эта икона появилась в местном ряду, где обычно помещаются местночтимые иконы.

Ответ прост: глубока духовная связь Святой Горы Афон и Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря в г. Туле. Царица Небесная благоволила, кроме иконы «Млекопитательница», что хранится в Карейской келлии на Афоне, прославить еще несколько копий с нее.

Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Именно с этой иконы был сделан список для Богоявленского Елоховского храма в Москве, а затем, уже в наши дни, и для Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

Список с этой иконы стал святыней Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря ровно через сто лет после того, как эта икона во второй раз прошла по России, – именно через сто лет после этого события в девяностые годы ХХ-го века началось восстановление Богородичного Щегловского мужского монастыря,

А когда в середине 19-го века икона «Млекопитательница» из афонского Ильинского скита в первый раз пребывала в России, тогда был укреплен в вере основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря Василий Макарухин. Во время молитвы перед иконой Божией Матери «Млекопитательница», которая прибыла из скита святого пророка Илии на Афоне, и появилась у него мысль о создании святой обители в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

На Афоне повсюду видны памятники русского монашеского присутствия. Большое впечатление производит Ильинский скит. Он расположен в том месте, где в XVIII веке подвизался один из ревнителей «умной молитвы», преподобный Паисий Величковский, основатель русского старчества.

Долгое время Ильинский скит держали русские монахи. Оттуда и прибыла в Россию икона «Млекопитательница». Тогда в Харькове от сей иконы последовало первое чудо — чудесное исцеление столяра после совершения молебного пения перед сею иконою. У столяра были поражены обе руки, он поправлял без должного благоговения ее киот. Со слов столяра убедились, что его постигло наказание Божие за неблагоговейное отношение к святыне. После молебна Божией Матери у столяра снова начали действовать руки.

За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. В 1852 году в Туле от зафиксированы многие случаи исцеления от беснования. Свидетелем этому, между прочим, был и сам епископ Тульский - преосвященный Димитрий - (впоследствии архиепископ Херсонский и Одесский).

В городе Ельце Орловской губернии - исцелившихся было до ста человек - преимущественно одержимых беснованием. В Задонске, за неделю - более двухсот человек. Свидетелем многих чудес от иконы был настоятель Задонского монастыря архимандрит Серафим.

В 1856 году монах Игнатий прибыл с иконой в Москву. Именно тогда был укреплен в вере основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря Василий Макарухин – во время молитвы перед иконой Божией Матери «Млекопитательница», которая прибыла из скита святого пророка Илии на Афоне.

Безмолвно стоял перед святым образом в Богоявленском соборе Москвы, Василий Макарухин, клал земные поклоны, молился. Сокрыто от нас, какая духовная помощь была явлена тогда Василию, но в том, что чудесное явление было, нет сомнений. Явление – как понимание, как осознание главного дела своей жизни: основание мужской обители, как одного большого богоугодного дела.

Вскоре именно после этого события была заказана икона для нового монастыря в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Чудо выбора имени посвящения главного собора Щегловской обители совершилось в сердце Василия Макарухина, пришло ему «в тихом веянии ветра», нам неслышном.

На иконе Божией Матери «Млекопитательница», выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня».

Это предвидение Василия Макарухина, будущего святого преподобного Варсонофия. В 1859 году в Туле не только мужского монастыря, но и главного собора еще не было. Тульский собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» на пожертвования Василия Макарухина заложили в 1860 году, и лишь после его освящения в 1864 году архиепископ Тульский Никандр осмелился обратиться в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле.

Богородичным монастырь решили назвать во имя очень редкой иконы, которой был посвящен его главный собор — образа Божией Матери «Млекопитательница».

С Афона же были привезены первые святыни - часть Древа Животворящего Креста Господня, часть Камня Гроба Господня, частицы мощей святого целителя Пантелеимона и мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия. Эти святыни были удостоверены грамотой Афонского Протата.

Позже, когда дарственная грамота не была найдена после смерти монаха Германа, с Афона по просьбе настоятеля Щегловского монастыря в Тулу было прислано свидетельство об истинности этого святого дара Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Свидетельство было дано по благословению архимандрита Макария (Сушкина), знаменитого первого настоятеля Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. И за подписью духовника этого монастыря, игумена Иеронима.

Потому икона «Игуменья горы Афон» словно потаенное признание участия Богородичной Пантелеимоновой Щегловской обители в «соборе» (собрании) афонских монастырей. Этот «собор» – словно один большой монастырь, Игуменьей которого является Пресвятая Богородица.

Второй чин - праздничный.Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют двунадесятые праздники, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.

Третий ряд занимает Деисусный чин (от греч. слова деисис - моление). Это главная тема иконостаса, и расположенная в центре икона "Спас в силах" является своего рода "замковым камнем" всего этого грандиозного символического сооружения. "Спас в силах" являет нам образ Господа Иисуса Христа во время Его второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира, как Царь Царей и Господь Господствующих. Справа и слева Ему предстоят святые и силы небесные, а также все приходящие на суд. Ближе всех ко Христу - Богоматерь, Она - одесную (то есть по правую руку) от Сына, Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Напротив Нее - Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на землю.

В иконостасе соборного храма Щегловской обители три фигуры - Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча, написаны на одной иконе, как единая композиция, получившая название "Деисус". Ветхий и Новый Завет, символизируемый в образах Крестителя и Богородицы - во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение, равно как и соединение милости (Богородица) и истины (Иоанн Предтеча).

На иконах изображаются апостолы Петр и Павел, первоверховные апостолы, основоположники Церкви, которая есть Тело Христово. Далее следуют - св. отцы, созидатели Церкви. Затем изображены святые, подвижники, преподобные и т.д.

Верхний ряд представляет праотеческий чин, где представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры, то есть те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу Закон. В центре этого ряда есть образ, соответствующий ветхозаветным представлениям о Боге, здесь это Откровение о Святой Троице. Поворотным пунктом осмысления этой иконографии становится рублевская икона Св. Троицы. Иконографический тип "Троица Ветхозаветная", как он стал называться позже по аналогии с "Новозаветной", является наиболее целомудренным образом св. Троицы, так как в нем не акцентированы ипостаси, а главный смысл его - свидетельствовать об откровении.

Завершает иконостас образ Голгофы - Крест с распятым на нем Спасителем. Это завершение иконостаса Крестом тем более важно, что соединяет всех и вся, и сплавляет все образы иконостаса в единую икону Церкви Торжествующей.

Как объясняют исследователи (в частности И. К. Языкова в статье «Богословие иконы») цель иконы - направить наше внимание к Первообразу - через единственный Образ Воплощенного Сына Божия, - к Богу Невидимому. И этот путь лежит через выявление Образа Божия в нас самих. Почитание иконы есть поклонение Первообразу, молитва перед иконой есть предстояние Непостижимому и Живому Богу. Икона только знак Его присутствия.

Созерцание иконы – это, прежде всего, молитвенный акт, в котором постижение смысла красоты переходит в постижение красоты смысла, и в этом процессе внутренний человек растет, а внешний умаляется. Икона - произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда - храм и богослужение. Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Отсюда чудеса исцеления от молитвы перед чудотворными иконами.

Русское слово "исцеление" имеет тот же корень, что и слово "целый", "цельный", созерцание иконы предполагает собирание человека к тому, что в нем самое главное, к его центру, к образу Божию в нем. "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господне нашего Иисуса Христа" (1 Фее. 5.23).

Икона пишется светом. Обожение и есть уподобление свету, ибо о Себе Христос сказал: "Я свет миру" (Ин. 8.12), и ученикам Он говорил то же: "вы - свет мира" (Мф. 5.14). Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света (1 Ин. 1.5). Источник света находится не вовне, а внутри, ибо "Царство Божье внутри вас есть" (Лк. 17.21). Мир иконы - это мир Горнего Иерусалима, который не нуждается "ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает" его (Откр. 22.5).

Божье творение можно представить как лестницу образов, которые наподобие зеркал отражают друг друга и в конечном итоге - Бога, как Первообраз. Следующая ступень нарисованной нами лествицы - человек. Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1.26) ( ), выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек - также икона Божия. Вернее, он призван стать таковым. Спаситель призывал учеников: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5.48).

Здесь обнаруживается истинное человеческое достоинство, открытое людям Христом. Но вследствие своего грехопадения, отпав от источника Бытия, человек в своем естественном природном состоянии не отражает, как чистое зеркало, Божий образ. Для достижения требуемого совершенства человеку необходимо прикладывать усилия (Мф. 11.12).

Слово Божье напоминает человеку о его изначальном призвании. Об этом свидетельствует и Образ Божий, явленный в иконе. В обыденной жизни часто бывает непросто найти этому подтверждение; оглянувшись вокруг и нелицеприятно посмотрев на самого себя, человек может не сразу увидеть образ Божий. Тем не менее он есть в каждом человеке. Образ Божий может быть не проявлен, скрыт, замутнен, даже искажен, но он существует в самой нашей глубине как залог нашего бытия.

Процесс духовного становления в том и состоит, чтобы открыть в себе образ Божий, выявить, очистить, восстановить его. Во многом это напоминает реставрацию иконы, когда почерневшую, закопченную доску промывают, расчищают, снимая слой за слоем старую олифу, многочисленные позднейшие наслоения и записи, пока в конце концов не проступит Лик, не воссияет Свет, не проявится Образ Божий. Апостол Павел так и пишет своим ученикам: "Дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4.19).

Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали "обожением" (греч. ). Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом - образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни.

Вот почему в русской традиции святых называют "преподобными", то есть достигшими подобия Божия. Этого звания удостаиваются величайшие святые подвижники, такие как Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И в то же время это та цель, которая стоит перед каждым христианином. Не случайно св. Василий Великий говорил, что "христианство - это уподобление Богу в той мере, в которой это возможно для природы человеческой". Процесс "обожения", духовного преображения человека - христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу.

Красота - в христианском понимании категория онтологическая, она неразрывно связана со смыслом бытия. Красота укоренена в Боге. Отсюда следует, что существует только одна красота - Красота Истинная, Сам Бог. И всякая красота земная - есть только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.


Возврат к списку