Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

24.02.2012
Великий пост 2012 - с датами и толкованиями

Великий пост 2012 года - с 27 февраля по 14 апреля 2012 года.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и продолжается 48 дней, включает в себя Святую Четыредесятницу - сорок дней, Лазареву субботу, Вербное воскресенье и Страстную седмицу - неделю перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

«Весна духовная» — так называет Православная Церковь время Великого поста, напоминая о том, что пост – это время духовного расцвета и пробуждения. Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста.

В монастыре Великий пост - время особое, светлое, время особого духовного подъема и просветления. Постная дисциплина во всей полноте близко к уставу соблюдается именно в монастырях, так же как, кстати, и богослужебный устав. Это логично: поскольку устав возник в монастырях, то и соблюдаться полностью он может только там.

Дни Великого поста, проведенные в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы, оставляют особое впечатление в сердцах многих людей, запоминаются паломникам и прихожанам, пожилым и совсем молодым людям, многим из которых раньше не приходилось сталкиваться с жизнью монастыря, с его уставами и порядками.

В поисках отрешения от своих мирских забот и ради сей богослужебной полноты из года в год в тульский монастырь – Богородичный Пантелеимонов Щегловский приходят на службы многие прихожане и паломники, богомольцы из разных мест Тулы и области, а также из соседних областей, и стараются принять участие в Великопостных богослужениях, (особенно на Чистой и Страстной седмицах) и с духовной пользой, ибо великие тайны открывает перед человеком сия богоспасаемая Святая Четыредесятница...

26 февраля 2012 года - Прощеное воскресенье — неделя сыропустная: воспоминание Адамова изгнания, заговенье на Великий пост. Накануне Великого поста, в день, называемый «сыропустным» или «прощеным воскресеньем», мы поем об изгнании Адама и Евы из рая. Вместе с ними мы видим себя лишенными за свой грех рая, красоты, радости, блаженства, видим себя в мире, поврежденном грехом и смертью. Вступая во дни Великого поста, мы будем стараться постом и покаянием получить милость Божию, чтобы снова войти в рай.

Великий пост наступает в монастыре вечером в Сыропустное (Прощеное) Воскресенье. Собираются почти все без исключения: братия и регулярные прихожане, благочестивые жители окрестностей, паломники. Служат архимандрит, игумены, иеромонахи... Во главе всех наместник, архимандрит Клавдиан. Служба идет своим чередом. Общая вечерня в этот день начинается торжественно. Благолепно совершается вход, архимандрит, наместник монастыря осеняет всех своим благословением... Но вот, стихают голоса духовенства, поющего вечернее песнопение Пресвятой Троице и воздух собора наполняется кротким, грустным пением великого прокимна «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего».

На воскресной вечерне начинается великопостное покаянное богослужение. Священники по закрытии Царских врат переоблачаются в темные одежды. Обычно по окончании вечернего богослужения наместник монастыря архимандрит Клавдиан обращается к прихожанам со словами назидания и просит у всех прощения со словами: «Благословите мя, отцы святии и братие, и простите ми, грешному, елика согреших сей день и во вся дни жизни моея: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Сказав это, он земно кланяется предстоящим людям. Все отвечают ему земным поклоном: «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных». Просит прощения у братии, если кого чем обидел, словом, делом, помышлением. За ним старшая братия, иеромонахи, монахи, послушники. Каждый просит друг у друга прощения, кладет поклон. Затем все по одному подходят к наместнику, а после него и к другим иеромонахам, монахам, инокам, испрашивают у них прощение и принимают благословение. Просят прощения миряне и друг у друга и стараются сердечно простить взаимные обиды и грехи.Участников чина прощения так много, что в храме уже почти не остается места для совершения земных поклонов.

Пение пасхальных песнопений в полумраке собора постепенно переливается в отдельные, попеременные возгласы «Прости меня грешного», «Бог простит», «Христос посреди нас!» И, действительно, появляется чувство церковного единства, соборности всех во Имя Христово...

27 февраля — 3 марта — Первая седмица Великого поста. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в первую седмицу Великого поста даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение).

27 февраля начало Великого поста, первый день Великий поста называется «Чистый понедельник». Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью. В Чистый понедельник, как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. Более того, в первый день Великого поста 27 февраля предписывается полное воздержание от пищи. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

27 февраля понедельник первой седмицы поста начинается рано утром колокольным печальным звоном. На дворе еще темно... Вот, один за одним собираются в храм на утренние молитвы и полунощницу черноризцы: братия, послушники и трудники.

Грустным гласом при свете редких свечей тянет братский хор «Аллилуия», и столь трогательными в этой ночной тишине кажутся слова прокимна «от нощи утренюет дух мой к тебе, Боже». Во время пения покаянного трипеснца в окна собора незаметно начинает прокрадываться заря. С восходом солнца удивительно совпадают слова светильна, возглашаемые канонархом: «Свет возсияй миру Твоему, во тме душу мою сущую от всякаго греха очисти». И тут же, как бы вдохновленный первыми солнечными лучами, иеромонах восклицает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

27 февраля – 1 марта 2012 г. В первые четыре дня первой седмицы (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается Великий Покаянный канон, произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.) с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Это богослужебное последование пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых.

В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Повечерие с чтением канона св. Андрея Критского. По здешнему обычаю Великий канон начинает читать архимандрит Клавдиан, наместник обители. «Душе моя! восстани, что спиши» - поет хор, как бы пробуждая сердца людей, стоящих в погруженном в вечерние сумерки храме.

Во второй, третий и четвертый дни Великого поста, как и в понедельник, за кафизмами на утрени и часах читаются поучения свв. отцов о духовной брани, о гордости и опасности осуждения, о плотских грехах и о важности воздержания. Затрагиваются темы правильного поведения в храме и вообще правила монастырской жизни. Церковь, устами таких отцов-подвижников как Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Палладий Еленопольский и Феодор Студит, старается нас предупредить, вразумить, поддержать в том нелегком подвиге, который нам предстоит пройти Великим постом.

Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья. Один из примеров правильного поста — пост монахов Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. Во время Великого поста самое популярное блюдо у них — печеная картошка с квашеной капустой или солеными огурцами. Завтраков в монастыре нет, только обед и ужин. Подают первые и вторые блюда: во время поста это постные борщи, супы, каши (рисовая, гречневая, ячневая, перловая), много блюд из картофеля. К компоту или чаю монахи получают постные печенья. Первая и последние недели поста — самые строгие. Первая трапеза - теплый овощной суп - будет поставлена в среду после Литургии Преждеосвященных Даров.

28 февраля 2012 года. Во второй день Великого поста по уставу - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. Существующий обычай воздерживаться от пищи до причащения в среду действует по принципу: «могий вместить да вместит».

С 29 февраля по 2 марта 2012 года. В последующие три дня - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. И хотя пост предполагает строгое ограничение в пище, дело не только в еде, главное — очиститься духовно. Поэтому монахи проводят много времени в молитвах, пытаясь разобраться в себе, избавиться от пагубных мыслей. Великим постом пополняется монашеское братство – постриги в монастыре совершаются в основном во время поста. И это понятно, пост время покаянное, благоприятное. Первый вопрос постригаемому «Что пришел еси брате?», «Желаю жития постнического».

29 марта 2912 года. Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).

Особенно благолепной и воодушевленной бывает на первой неделе поста Литургия Преждеосвященных Даров. Служащий игумен или иеромонах у престола в полном облачении. Вот, тихо начинает разливаться во все концы храма грустное «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». С особенным великолепием исполняется и херувимская песнь «Ныне силы небесныя». Службы первой седмицы неспешные, длинные, со множеством поклонов.

2 марта в пятницу первой седмицы Великого поста к Литургии также прибавляется молебное пение наступающего дня в честь великомученика Феодора Тирона. По прочтении священнослужителями канона благословляется коливо (кутья), которое в тот же день положено вкушать за трапезой в память избавления христиан от осквернения идоложертвенной кровью при Юлиане Отступнике предстательством мч. Феодора.

«Коливо» - отваренная пшеница с медом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

3 марта в субботу причащаются те, кто говел в первую седмицу. В практике отечественного благочестия верующие стараются посвятить целиком одну из седмиц Великого поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. В субботу на утрени уже явно чувствуется заключение первой недели Великого Поста и вместе с Церковью мы восклицаем: «Субботствуем человецы днесь, от трудов вчерашних почивше». В этот день служится литургия св. Иоанна Златоуста и по монастырскому обычаю все насельники монастыря, поисповедавшись накануне, приобщаются Святых Таин Христовых.

4 марта, Неделя 1-я Великого поста (первый воскресный день поста) – совершается Торжество Православия, установленного при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Церковь вспоминает окончательную победу в 843 году православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон). В воскресенье празднование Торжества Православия и молебное пение в конце обедни, соединяемым с «чином Православия». Чин совершается иеродиаконом Евлогием.

Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

5 марта — 10 марта — седмица 2-я Великого поста. 10 марта суббота 2-й седмицы – родительская суббота, день поминовения усопших.

11 марта в Неделю 2-ю Великого поста (второй воскресный день поста) Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.

Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. В своей книге “Томос веры” св. Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения.

Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Но образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня. Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Григорий Палама свой “Томос” начинает замечательными словами, словами, взятыми у апостола Павла. “Мы — причастники Божества”, — говорит святой Григорий Палама. Апостол Петр сказал даже сильнее: “Мы — причастники Божественного естества”. Вот кто такой человек, вот что такое человек!

12 - 17 марта — 3-я седмица Великого поста

17 марта, суббота 3-й седмицы – родительская суббота, день поминовения усопших.

18 марта, Неделя 3-я Великого поста (третье воскресенье) – Крестопоклонная.

17 марта в cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

19 - 24 марта — 4-я седмица Великого поста. Крестопоклонная. Продолжается воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

22 марта, понедельник — 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

24 марта суббота 4-й седмицы – родительская суббота, день поминовения усопших.

25 марта в Неделю 4-ю Великого поста (четвертое воскресный день поста) Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - «Лествица» (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству. Великий подвижник VI века св. Иоанн Лествичник с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви.

26 - 31 марта — 5-я седмица Великого поста. В трапезе используются продукты, не содержащие мяса, молока, яиц, рыбы.

На 5-й седмице в четверг Великого поста на пятой неделе совершается так называемое стояние св. Марии Египетской. Это утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером 28 марта) именуется «стоянием Марии Египетской».

Жизнь св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем. На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

31 марта суббота 5-й седмицы Великого поста - совершается «Похвала Пресвятой Богородице» (Суббота Акафиста). На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения). Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причем его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поется накануне, 30 марта, в пятницу вечером).

Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов враги со стыдом бежали, тогда благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

1 апреля в Неделю 5-ю Великого поста (пятое воскресный день поста) Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.

2 апреля - 7 апреля cедмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей»)

6 апреля - в пятницу седмицы ваий, окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поется за вечерним богослужением).

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

7 апреля - Лазарева суббота. На трапезе разрешается рыба и рыбная икра. Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».

8 апреля - Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (великий двунадесятый праздник). Иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною. Накануне праздника, после прочтения особой молитвы, на Всенощном бдении освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (ваий) или других растений. С освященными ветвями молящиеся при зажженных свечах стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение).

Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» - так у евреев было принято встречать царей и победителей.

По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, встречая грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима.

В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

9 апреля - 14 апреля — Страстная седмица

9 апреля Великий Понедельник. В этот день на Литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие о Втором пришествии Христовом (Мф.24:3-35). В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом. Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников; проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима. Проданный братьями, затем спасший и язычников-египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть род человеческий.

10 апреля Великий Вторник. Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде. Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем Втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах. Притчи имеют эсхатологический характер, то есть касаются тема Второго Пришествия Христова и конца Истории.

Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного. Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это Сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

11 апреля Великая Среда. Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды. В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром. Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает ту безвестную женщину. В Великую среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

12 апреля Великий Четверток (Великий Четверг). Воспоминание Тайной Вечери и становление Таинства Евхаристии. Одна из главных тем богослужения Великого Четверга – падение Иуды. В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 г. Патриархом Кириллом.

Тема Тайной Вечери в богослужении Великого Четверга соединяется с темой Страстей Христовых. Тем не менее, Великий Четверг считается днем праздничным, богослужение совершается в зеленых облачениях (а не темно-фиолетовых, как принято в период Великого поста), а по некоторым уставам даже ослабевается пост и на трапезе разрешается вино и елей.

13 апреля Великая Пятница. Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. Днем - вынос Плащаницы. Вечером - Чин Погребения Спасителя.

Пятница Страстной Седмицы — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господних. В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира.

Утреня Великой Пятницы с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященных Страстям Христовым, обычно совершается накануне вечером - в четверг 12 апреля. Между Евангелиями читаются и поются стихиры и антифоны, мотивами которых являются предательство и сребролюбие Иуды, отпадение иудеев, величие Страстей Христовых.

В Великую пятницу утром совершаются Царские Часы со чтением паремии (фрагмент из Ветхого Завета), Апостола и Евангелия.

В середине дня совершается вечерня с выносом Плащаницы. Этой службой, посвященной положению тела Господа Иисуса Христа во гроб, заканчивается цикл богослужений Великой Пятницы.

14 апреля Великая Суббота. Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию). Великая суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и плача Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Тиха литургия Великой Субботы. Еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!


Возврат к списку