Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

29.03.2017
В среду 5-й седмицы Великого поста за вечерним богослужением

В среду 5-й седмицы Великого поста за вечерним богослужением в храме прп. Никандра Псковского отцом наместником архимандритом Клавдианом и братией Богородичного Щегловского мужского монастыря прочитан Великий канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской («Мариино стояние»). Фото

Великий покаянный канон особо выделяется из всех молитвословий Великого поста своим благодатным воздействием на душу молящегося. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

На утрени в четверг пятой седмицы Великого поста Покаянный канон исполнен полностью. Канон включает в себя 9 песней с предваряющими их ирмосами. Каждый тропарь песни имеет припев. Самый повторяющийся из них: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

В назидание кающемуся грешнику читается также и житие прп. Марии Египетской. Особенностью в этот день является чтение жития преподобной Марии Египетской, которая представляет образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример большого милосердия Божия. Святая Мария является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника.

Житие преподобной – пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией. Сама преподобная Мария, будучи изначально женщиной распутной, грешной, в итоге, с помощью чуда Божиего, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в великих аскетических подвигах.

Великим постом Православная Церковь на примере Марии Египетской еще раз призывает всех верующих к серьезному переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершенных грехах.

Святая Церковь предлагает вниманию своих верных чад оба эти творения с тою целью, чтобы мы, видя приближающееся окончание поста, не разленились в духовном делании, не впали в небрежение, не забылись и не перестали во всем строго наблюдать за собой.

* * * * *

Великий покаянный канон составлен в VII веке преподобным Андреем, архиепископом Критским, написавшем много и других канонов. Это самое известное из его произведений. Отправляясь в 680 году на Шестой Вселенский Собор в Константинополь, святой Андрей впервые принес туда и сделал известным свое великое творение и житие Марии Египетской, описанное соотечественником и учителем его Патриархом Иерусалимским Софронием. Церковь единогласно наименовала канон Великим не столько по обширности (он заключает в себе 250 тропарей), сколько по внутреннему достоинству и силе.

Святой сочинитель проводит христианина чрез всю Священную историю Ветхого и Нового Заветов: указывает на грехопадение прародителей и растление первобытного мира, на добродетели Ноя и нераскаянность и ожесточение Содома и Гоморры, воскрешает пред нами память благочестивых Патриархов и доблестных мужей: Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и Иеффая, представляет взору нашему благочестие Давида, его падение и умиленное покаяние, указывает на нечестие Ахаава и Иезавели и на великие образцы покаяния – ниневитян, Манассию, блудницу и разбойника и в особенности на прп. Марию Египетскую; неоднократно останавливает читателя у Креста и Гроба Христова, везде поучая покаянию, смирению, молитве, самоотвержению.

Все стихи сего канона в высшей степени назидательны и умилительны. Еще при жизни автора Иерусалимская Поместная Церковь ввела Великий канон у себя в употребление. Постепенно он получил повсеместное распространение.


Возврат к списку