Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

19.02.2017
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI).Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891)

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI).Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891).

В Неделю мясопустную, о Страшном Суде архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, возглавил Божественную литургию в храме преподобного Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили игумен Филарет (Смирнов) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).  Фото

По отпусте Божественной литургии игумен Филарет обратился к прихожанам с проповедью на тему прочитанного Евангелия (о Страшном Суде), и призвал молящихся, в преддверии Великого Поста, к усердному внутреннему труду, и духовному перерождению посредством молитвы и христианского жительства.

- В мясопустную Неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.

В Первое пришествие Господа на Землю Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда нас спросят о том, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

В сегодняшнем Евангелии говорится об азах христианства – о любви к людям! Если ты не воспитал в себе к своей старости и смерти любви к людям, то ты – как тот козлище, о которого пользы нет для общества. Если ты вокруг себя сеешь одну ненависть к людям, одну ругань, если ты не любишь людей, то ты не достоин Царствия Небесного и не заслуживаешь его... Сегодня, на пороге Великого поста предлагается именно это Евангельское чтение, чтобы мы с вами поняли, что человек смертен. И смерть порой приходит внезапно. Что каждому из нас – не только пожилому человеку – необходимо думать о вечном! Чем раньше человек начнет готовить себя к моменту, когда он предстанет перед Господом, тем полезнее для души!

Часто можно встретить такое распространенное выражение как «школа жизни». Христианская вера привносит в эту метафору важные дополнения: да, жизнь это школа, и главный учитель здесь Сам Творец, а главный экзамен ждет каждого человека в конце его земного пути. В библейской терминологии такая итоговая проверка называется Страшным судом.

* * * * *

19 февраля также день памяти святого преподобного Варсонофия Великого, иными словами, это день Ангела прп. Варсонофия Щегловского и Тульского, основателя тульского Богородичного общежительного мужского монастыря, что в Щеглове.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483-565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.

Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет — до своей кончины — ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил название Пророка.

Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах.

Когда услышал о подвижнике Патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.

О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках ХV-ХVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В ХVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов» преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно — до 600 года.

Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого.

В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелил безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись.

Так, он предупредил безмолвника того же монастыря — старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней.



Возврат к списку