Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

26.10.2016
В день празднования принесения чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 году
26 октября 2016 года, в день празднования принесения чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 году, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в храме прп. Никандра Псковского. В этот день отцу наместнику сослужили благочинный обители игумен Феогност (Авдеев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).
После Божественной литургии архимандрит Клавдиан возглавил крестный ход к монастырской колокольне, над аркой которой находится Иверская икона Божией Матери. По давней традиции сегодня этот святой образ был опущен для поклонения верующим. Фото
Перед Святыми вратами в Богородичную Щегловскую обитель был отслужен молебен со славлением и величанием Божией Матери.
Архимандрит Клавдиан поздравил всех присутствующих с праздником и обратился к молящимся с проповедью.
- На Святой горе Афон в Иверском монастыре на Святых вратах находится древняя икона Божией Матери «Иверская». Недаром ее назвали «Вратарница».
В греческой традиции Царские называются еще «Святыми вратами». Так еще называют и западные врата колокольни. Так и у нас в монастыре. Всмотритесь, как сделана кованая решетка колокольни — здесь есть специальные круги под иконы, которые принято располагать на Царских вратах храма. И раньше, до октябрьских событий семнадцатого года, до гражданской войны, здесь были святые образа «Благовещения», Апостолов.
Потому непонятно суеверие некоторых прихожан, которые боятся проходить вратами, а все норовят пройти в калитку. Объясняют это тем, что в широкие ворота вносят покойников, не понимая, что для них Святые врата в обитель это подобие Царских врат.
Наверху находится образ «Вратарница», проходя Святыми вратами под иконой Божией Матери «Иверская» мы освящаемся, очищаемся, оставляем суетные мысли и поступки позади, здесь отдаем свое сердце и ум молитве, участию в Богослужении. Вот какой высокий смысл заложен во всем этом.
Далее в своей проповеди отец наместник говорил о необходимости строгой духовной жизни, очищении сердца и помыслов, искоренении суеверия. Он напомнил приход Божией Матери на Афон, когда Святая гора была полна языческих капищ. В те годы разошлись по свету ученики Христа, проповедуя Благую весть. Вместе с ними и Богородица, по преданию, также готовилась нести народам слово Божье: последовала она на Кипр, когда в море случился шторм, и корабль на полпути остановился у Афонской горы. Пресвятая Богородица, сойдя с корабля, исповедала Евангелие. И разрушились идолы и капища. Сказала тогда Богородица, что место это - ее земной жребий, данный Сыном и Богом ее. Поэтому зовется Святая гора «земным уделом» или «садом» Пресвятой Богородицы.
Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, - так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Для православных всего мира гора Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божией Матери.
В нашей Богородичной Щегловской обители доступна для поклонения верующим - тоже древняя - икона Божией Матери «Млекопитательница». Ее первый образ находится в церкви Карейского скита на Афоне. В честь этого святого образа и создал в Туле монастырь основатель святой преподобный Варсонофий. Всеми признана глубокая духовная связь двух обителей: Русского на Афоне Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря и и нашего Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. Общими были корни монастырских уставов этих обителей.
Радуюсь всему тому, что происходит в нашем монастыре. Осуществляется реставрация, востановление, которых никогда не было за всю историю монастыря. Сегодня обитель не просто возрождается,— она становится, может быть, даже лучше, чем первозданная, без всякого вмешательства в архитектурный и художественный замысел ее творцов. Надеюсь, в этих возрожденных стенах будет и дальше развиваться монашеская жизнь.

Отец наместник, братия, прихожане и паломники поклонились и приложились к Иверской иконе Божией Матери.
***
Почитание чудотворного образа Иверской иконы Пресвятой Богородицы восходит к IX веку. По преданию, во времена правления императора-иконоборца Феофила в окрестностях города Никеи в Малой Азии жила благочестивая вдова, в доме которой хранилась чтимая икона Пресвятой Богородицы. Один из царских надсмотрщиков, увидев икону, пронзил ее. Из правой щеки потекла кровь, как из раны живого человека, и злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию.
Через некоторое время икона приплыла к берегам Афона. Монахи Иверского монастыря ночью заметили, что от предмета, плывущего по водам моря, исходит сияние, похожее на восходящий к небу огненный столп. Это дивное явление продолжалось несколько ночей подряд. Подплыв в лодке поближе, иноки увидели икону Богоматери, но вынуть из воды не сумели: по мере их приближения образ удалялся. Иноки собрались в храм для совместной молитвы, прося Саму Богородицу о помощи в обретении иконы. Божия Матерь явилась в видении одному из монахов, иноку Гавриилу, сказав, что желает даровать Свой образ Иверской обители. После усердных молитв иноки крестным ходом вышли на берег моря, икона приблизилась к берегу, Гавриил вошел в морские воды и благоговейно принял ее.
Образ был внесен в монастырский храм, но уже на следующее утро исчез: монахи нашли его на стене над вратами обители. Его возвратили в храм, но на следующее утро история повторилась. Богоматерь вновь явилась в видении иноку Гавриилу и открыла Свою волю: икона должна находиться над вратами обители, охраняя ее. Монахи исполнили волю Пречистой Девы: над вратами был сооружен небольшой храм, а чудесным образом обретенная икона Богоматери получила название Портатиссы или Вратарницы.
Через восемь веков архимандрит Пахомий приехал в Москву собирать приношения для афонских обителей, вернувшись обратно, Пахомий с братией долго молились перед Иверским образом, обливали его водой, потом этой водой кропили новую кипарисовую доску для иконы, собрали воду и отдали иконописцу Иамвлиху для разведения красок. Держа строгий пост, Иамвлих писал новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника ни длиною, ни шириною, ни ликом — «новая аки старая». В благодарность за помощь русскому народу афонские монахи принесли написанный образ в Москву. В память принесения в 1648 году Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 26 октября.
Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители Новодевичьего монастыря. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.

Возврат к списку