Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

28.04.2016
Вечером 28 апреля 2016 года, в канун пятницы Страстной седмицы

Вечером 28 апреля 2016 года, в канун пятницы Страстной седмицы, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы, совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Фото

Отцу наместнику сослужила братия Щегловской обители: благочинный игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеромонах Лазарь (Поляков), игумен Михаил (Тополев), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Служба двенадцати Евангелий посвящена благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Господа. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. Церковные чтения раскрывают полную картину страданий Господних, начиная с кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает зрителями всех мучений Спасителя.

Первое и самое длинное из них Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как Путь и Истину и Жизнь, как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Весь разговор Христа с апостолами проникнут радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя?- говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился. И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

Чтения сопровождаются песнопениями на тему повествования. Так, по 6-м Евангелии иеродиакон Евлогий и хор пели прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Перед 9-м Евангелием ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи».

Закончилось Евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая поясняет смысл прихода Спасителя в мир: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»

Верующие в соборе слушали Евангельские повествования, с горящими свечами в руках, молитвенно повторяя: «Слава долготерпению Твоему Господи!»

Евангельские чтения Страстей Господних завершились отрывком из Евангелия от Матфея о запечатывании гроба.

Церковная традиция чтения Страстных Евангелий в Великий Четверг очень древняя; о ней можно найти упоминание в трудах Иоанна Златоуста.

После утрени, по благочестивому обычаю, верующие приносят домой свечи, которые они возжигали во время слушания священных текстов за богослужением. Или несут с собой огонь от свечей в специальных фонариках.


Возврат к списку