Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

15.02.2016
Двунадесятый праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

15 февраля 2016 года, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, возглавил Божественную литургию в храме в честь прп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужила братия обители: благочинный игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеромонах Лазарь (Поляков), игумен Михаил (Тополев). Фото

После Божественной Литургии отец Клавдиан с братией совершил молебен на освящение свечей. Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, и в это освящение стало уже традицией. "Сретенскими" в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня. Точное название "Чин благословения свещ на Сретение Господне". Прихожане и паломники в этот день несут домой свечи, как символ света и очищения.

По завершении архимандрит Клавдиан поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с проповедью, в которой рассказал об истории и духовном смысле праздника Сретения:

- По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. Звали его Симеон. Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Сбылась предусмотрена Богом встреча Христа с праведным Симеоном. Вот как описывает нам тот день св. евангелист Лука: «Ему (Симеону) было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа. Он пришел Духом в храм. И как родители вносили дитя Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, дочь Фануилова. Горожане за вдохновенные речи о Боге называли ее Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Сретение Господне - означает "встречу". Праведный старец Симеон узнал, увидел обещанного Мессию. Символ праздника - встреча Ветхого и Нового Завета, а еще это встреча человеческой души с Богом. Матери Божией Симеон в тот день раскрыл будущее о Христе, о Его спасительных для человечества страданиях.

Архимандрит Клавдиан подчеркнул: «Сретение — это встреча. Каждый верующий должен встретить Господа в своем сердце и нести Его образ там всю жизнь. Каждый человек подобен маленькой лодке в океане грехов, и лишь вера не дает нашим с вами лодкам уйти на дно».

* * *

Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, так как простые церковные свечи тоже освящены. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды в праздник Крещения Господня. Вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.

Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д.
Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от света Вечной жизни, осеняющего этот путь».


Возврат к списку