Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

24.01.2016
В Богородичном Щегловском мужском монастыре города Тулы в канун престольного праздника - празднования образа Божией Матери «Млекопитательница»

24 января 2016 года в канун престольного праздника - празднования образа Божией Матери «Млекопитательница», архимандрит Клавдиан, наместник Богородичной Щегловской обители Тулы возглавил всенощное бдение.  Фото

Отцу наместнику сослужили благочинный обители игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеромонах Лазарь (Поляков), игумен Михаил (Тополев), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Всенощное бдение – торжественное Богослужение: первое отверзение Царских врат, каждение алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу.

Поется псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Архимандрит Клавдиан в сопровождении иеродиакона Евлогия в это время кадит весь храм и молящихся, этим вспоминается райская жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого.

Пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, и люди в покаянии искали милости Божией. Звучит стихира в честь Пресвятой Богородицы, архимандрит Клавдиан торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Вот так каждый фрагмент всенощного бдения заключает в себе возвышенный смысл. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику.

А затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение.

Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение»). Все молящиеся поклонялись и прикладывались с иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», а архимандрит Клавдиан помазывал всех освященным елеем. Это самая торжественная часть Всенощного бдления, заключающая в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия.

Начинается полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя», в храме возжигаются все светильники, а Царские врата отверзаются в знак особого благоволения Божия к людям.

Затем исполняется канон – собрание особых кратких песен и молитв, посвященных празднуемому событию.

Сегодняшнее Всенощное бдение посвящено престольному празднику – сегодня 25 января день празднования иконе Божией Матери «Млекопитательница», а главный престол монастырского собора освящен в честь этой иконы. И потому на протяжении всего Богослужения исполнялись песнопения и читались молитвы, посвященные именно этому празднику.

Прихожане и паломники во время Богослужения молились с теплым и искренним чувством любви к Божией Матери, а иначе нельзя, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель служб церковных – Богообщение.

* * *

Икону Божией Матери «Млекопитательница» прославили строгие афонские монахи. История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ.

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хилендару келье в столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, а по правую сторону от Царских врат – месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы, находится в Ильинском скиту на Афоне.


Возврат к списку