Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

29.09.2010
Первый монашеский собор в Туле

Первый монашеский собор в ТулеПервый в истории Тульской епархии монашеский собор начал работу в пятницу, 15 сентября 2006 года, в день памяти основателей русского монашества прп. Антония и Феодосия Печерских. В субботу представители монашества из 8 тульских монастырей отправились на Куликово поле, чтобы принять участие в торжественных богослужениях, посвященных 626-й годовщине исторической битвы. Завершился монашеский съезд в воскресенье посещением монастыря в Богородицком районе Тульской области.

Первый день съезда проходил в Богородичном Щегловском мужском монастыре. Собрание началось с молебна. Проповедь архиепископа Тульского и Белевского Алексия была посвящена пути спасения через монашество. Собор предваряла экскурсия по этому одному из старейших тульских монастырей.

В первый день епархиального Собора монашествующих, который проходил в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре, приняли участие около ста человек — священники, монахи и иноки монастырей Тульской области, студенты Тульской духовной семинарии.

Божественную литургию в храме преп. Никандра Псковского совершил архиепископ Тульский и Белевский Алексий в сослужении наместника обители архимандрита Клавдиана, духовенства монастыря и храмов Тульской области. Во время литургии пел хор Тульской духовной семинарии.

Затем участники собора познакомились с обителью, иеродиакон Евлогий рассказал для желающих об истории ее создания и возрождении.

Собор открыл приветственным словом владыка Алексий:

— Опыт жизни, полученный в Церкви, который мы называем монашеством, как раз есть откровение этого поиска единства жизни, Бога и человека. И вот сейчас когда мы с вами в историческом пути находимся на грани времени. Завершился век двадцатый, начинает свое течение век двадцать первый, так начал владыка Алексий свое приветственное слово Собору монашествующих. — XX век сложный, о котором можно сказать евангельскими словами. Господь, обращаясь к Петру, говорит: Вот сатана просит, чтобы сеял вас как пшеницу.

Когда мы это слышим в славянском тексте, то нам кажется, что нужно делать то, что сатана просит — чтобы Господь шел и сеял, как сеятель делает это на поле.

Первый монашеский собор в ТулеА Он говорит немного о другом: чтобы я просеивал вас, как человек, который работает на гумне, берет зерно, насыпает его в решето, сотрясает его. То, что негодно, просыпается на землю. А вот то, что целостно, в чем есть, действительно, серьезная надежда жизни, сохранить. Поэтому Он молится Отцу Своему: все, что Ты мне дал, я то сохраню, кроме сына погибели.

За это время, за XX век такое было сотрясение жизни Церкви и, в том числе, в жизни монашества. Когда мы сегодня возрождаем монашескую веру, монашеское служение в Церкви, нам очень важно правильно, чтобы не толочься на одном месте, не крутить напрасно, как беличье колесо, а правильно привиться к единственно жизнетворной Лозе — ко Христу истинному, чтобы благодать Его в нас приносила плод, а мы имели бы возможность предоставить себя, свою свободу для действия этой благодати в нас. Нам, прежде всего, конечно, нужно иметь правильное представление о том опыте монашества, который нам предшествует, который нам достался в духовное наследство. Для того, чтобы, исходя из этого опыта, самих себя адаптировать к нему. И больше всего бояться того, чего всегда все боялись, с чего началось падение человека еще даже в райском состоянии. Этой самой отсебятины, своей самости. К сожалению, возможности для этого у нас предостаточно. И очень часто эта вот суета в восстановлении внешних форм затмевает собой самое главное: сохранение сущности нашей иноческой.

Тогда напрасны все эти труды, в этом мы можем не сомневаться. Моментально, как корова языком слизнула всю так называемую православную Россию, на которую с упованием смотрел весь прочий христианский мир, если мы будем только так: только думать о внешнем, то обязательно иная корова придет и языком все слижет с лица земли. …Яко прах, его же возметает ветр от лица земли.

Поэтому наша с вами задача общая, всех сейчас, это понять правильно и быть верными этому духовному опыту и достоянию, который дошел до нас. Сохранить его и самих себя привить к этому опыту духовной жизни. Об этом сегодня с вами мы постараемся порассуждать, потом соотнести это, перенести на жизнь своей общины, каждого своего монастыря, и если есть какие живые вопросы, постараться их обсудить. Постараться найти то лекарство и тот пластырь приложить, который бы был потребен, нужен для того или иного монастыря.

Надо сказать, что для нашей тульской земли, по сравн-нию с прочими землями, окружающими сердце России -Москву, монашеский подвиг не был свойственен. Здесь любовь раскрывалась через другое служение христианское: через служение воинское, через служение — идти и полагать душу свою за народ свой, за друзей своих. А вот такое служение, как иноческое… до революции не очень много было монастырей в епархии.

Первый монашеский собор в ТулеЕсли мы с вами возьмем владимирскую землю, рязанскую землю, ближайшее Подмосковье, там, конечно, больше было монастырей. Но в то же время защитников Отечества, таких, как давала наша земля тульская, не было. Поэтому, видимо, у каждого есть свое призвание, недаром мы с вами читаем в Откровении — Господь сказал: побеждающему я дам не только вкушать от манны сокровенной, но дам ему еще и белый камень, на котором написано имя, новое его имя. И никто не знает этого нового имени. Кроме того, кто получает. Поэтому нам нужно вопрошать: скажи нам, Господи, открой нам волю Твою о нас, чтобы мы могли идти и Ее совершать и Ей следовать.

Более того, мы с вами являемся свидетелями того, что вот такого института монашества общежительного в XX веке практически свелось (в Советском союзе) к малейшим единицам на огромнейшем пространстве одной шестой части земного шара. Была Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Почаевская лавра, Одесский мужской Успенский монастырь. И женские обители: Пюхтицкий монастырь, Корецкий монастырь, два в Киеве — Флоровский и Покровский.

Но явилось монашество, которое в миру соединяло два служения — пастырское и свой личный монашеский подвиг.

Монашеского опыта особножительства не было. А сейчас оно явилось; как некий опыт в истории приемлем, но в то же время это очень опасный путь. На какой-то конкретный исторический отрезок времени возможен, и сейчас в нашей епархии немало монахов несут свое пастырское служение на приходах. Но сегодня жизнь изменяется, и уже есть семинарии, и есть возможность делать так, чтобы эта практика оставалась бы только в качестве «пожарной ситуации», исключения из правил.

А все-таки желательно, для того, чтобы был нормальный и здоровый плод, желательно, чтобы возрождалось именно монашеская жизнь монастырская общежительного устава, будь то устава великих киновиархов, таких, как Василий Великий или Феодор Студит, или Савва Освященный. Особножительство для нашего времени, если и приемлемо, то только в качестве исключения. На эту тему, мне бы хотелось, чтобы все мы с вами имели возможность обменяться своими мнениями, видением своих проблем, болевых точек. И попытаться найти в общем согласии, общем рассуждении и с Божией помощью, пути правильные. Чтобы мы могли принести не плод самомнения, а плод послушания церковного, который привносит в нас и через нас, благодать Святаго Утешителя, Духа истины.

Иеромонах Лазарь из Богородичного Щегловского монастыря сделал доклад на тему: «Об истории возникновения монашества».

Первый монашеский собор в ТулеДоклад на тему «Старчество. О святителе Игнатии Брянчанинове» прочитал иеромонах Хризостом из храма Покрова города Черни. Доклад «Уставные особенности монастырей нашего времени» сделал иеродиакон Щег-ловской обители отец Евлогий.

Настоятель отец Парфений рассказал об истории и возрождении самого древнего монастыря на тульской земле — Анастасова.

«Подвижники благочестия Тульской епархии новейшего времени» — тема доклада старшекурсника Тульской духовной семинарии Владимира Лямчева.

Об учении о девстве в святоотеческом богословии I — VIII веков доложила студентка теологического факультета гуманитарного отделения ТГУ Елена Рукозенкова.

Участники монашеского съезда говорили об истории зарождения монашества, о духовных подвигах монахов XX века, о возрождении традиций иночества. Среди докладчиков были как настоятели монастырей, так и студенты Тульской Духовной семинарии и теологического факультета Тульского госуниверситета.

Главным выводом первого дня монашеского съезда в Туле стало признание того, что монашество сегодня — это мощная общественная сила, которая может помочь духовно-нравственному возрождению народа и его возвращению к истокам духовности. По словам владыки Алексия, такие встречи будут проводиться ежегодно.

Записала Наталия Мельникова


Возврат к списку