Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

11.08.2015
В старинном Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы 11 августа чтут память преподобномучеников Серафима и Феогноста

В старинном Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы 11 августа почтили память преподобномучеников Серафима и Феогноста, - обитель в этот день встретила двойной праздник.Фото

Традиционно митрополит Тульский и Ефремовский Алексий возглавил Божественную литургию, которая была совершена в храме в честь св. Никандра, Псковского чудотворца в сослужении благочинного обители игумена Феогноста (Авдеева) и игумена Михаила (Тополева).

В этом храме хранится икона прп.мч.Серафима и Феогноста с частицами их святых мощей.

За богослужением молились наместник монастыря архимандрит Клавдиан (Ларьков) с братией, прихожанами и паломниками обители.

Сегодня Святой Церковью предлагается продолжение 23-й главы Евангелия от Матфея, где Господь обличает все существо и всю жизнь фарисеев, называя их лицемерами. Христос всегда указывает нам на наше внутреннее содержание. Что Богу нужно от нас? Не количество поклонов или прочитанных страниц Священного Писания - Богу нужно наше сердце, такая перемена внутри нас, чтобы душа наша не погибла. Сама по себе внешняя набожность или добродетель, кажущаяся нам таковой, может оказаться ее противоположностью, например, внешнее смирение может быть гордыней. Вот чему мы должны назидаться, слыша сегодня слова Христа, обращенные к фарисеям.

После чтения Евангелия митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к молящимся с проповедью. Владыка Алексий говорил о сути слов Евангелия (Мф. 5, 48): "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

- Господь напоминает: «Будьте святы, ибо Я свят». Должно, чтобы это именование соответствовало всему христианскому народу. Святость – одно из основных свойств Божьих, сообщаемых Богом избранному Им человеку. Святость – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

Владыка Алексий рассказывал о духовном понимании жизни и подвигах святых преподобномучеников Серафима и Феогноста.

По заамвонной молитве было совершено славление перед чтимым образом с частицей мощей святых преподобномучеников Серафима и Феогноста. По окончании богослужения владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом, за которым поздравил игумена Феогноста (Авдеева) с днем его тезоименитства.

В завершении богослужения Владыка Алексий преподал всем свое архипастырское благословение, окропил всех святой водой.

Тезоименник игумен Феогност преподал собравшимся крест для целования. Прихожане и паломники, целуя крест, поздравляли отца Феогноста с тезоименитством.

* * *

Житие преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских

С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников Преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) в 1882 году основал на берегу Иссык-Кульского озера мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.
В начале ХХ-го столетия, в монастырь из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии были приглашены несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что они были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделён иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности.

В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием. В настоящее время не представляется возможным с точностью установить биографические данные Казахстанских подвижников и фактическую сторону описываемых событий. Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли своё служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 году были удостоены права ношения набедренника. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель.

В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском Кафедральном соборе города Верный.
После событий, потрясших Верный — прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города, в горном урочище Медео создали скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединённого места. Такое место нашли они на горе Кызыл-Жар. Там ими были поставлены кельи, вырыты пещеры, создана церковь.

Отец Пахомий до 1916 года был также переведён в город Верный и дальнейший его путь Господь связует с Глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием. Монах Ираклий, иеромонахи Феогност и Пахомий оставались в Иссык-Кульском монастыре до 1919 года. Отец Феогност в том же году был утверждён там в должности благочинного и помощника духовника для мирян. После нападения киргизов на монастырь в 1916 году, было замучено много престарелых монахов. В 1919 году монастырь был закрыт.

Духовником скита был иеромонах Серафим (Богословский). Родился он в город Глухове в 70-е годы. Мирское имя его Александр. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семь было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что её сын примет мученическую кончину. Когда он был ещё мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нём плакала, а он очень любил и жалел её. Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр же так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.
Проживая в Глинской пустыни отец Серафим имел своим духовником помощника братского духовника иеромонаха Домна (Аггеева), духовная связь с которым не прекращалась и после его кончины.

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Устав от ночной молитвы, он прилёг в своей келии отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — они выстрелили ему в сердце.

На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли её досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В 1996 году на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.

Прославлены в 1993 году как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Мощи преподобномучеников Серафима и Феогноста были обретены по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) 16 июля 2001 года.

Ежегодно в Серафимо-Феогностовскую мужскую пустынь в Аксайском ущелье - место иноческих подвигов и мученической кончины иеромонахов Серафима и Феогноста – на день памяти святых поднимаются многочисленные паломники из Алма-Аты, епархий Казахстана, России и стран Ближнего зарубежья.



Возврат к списку