Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

11.08.2011
Память святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Казахстанских

В день памяти св. прмч. Серафима и Феогноста Казахстанских Митрополит Тульский и Белевский Алексий совершил Божественную литургию в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском епархиальном мужском монастыре г. Тулы, где находится образ святых преподобномучеников с частицей их святых мощей.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Белева иеромонах Никодим (Крюков), благочинный Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы игумен Феогност (Авдеев) и братия монастыря.

По окончании литургии было совершено молебное пение святым преподобномученикам.

Фотоальбом празднования - здесь

Святые преподобномученики Серафим и Феогност

Высоко в горах Заилийского Алатау, недалеко от города Алматы, на высоте около 2 тысяч метров, среди вечнозеленых тяньшанских елей, в Аксайском ущелье в урочище Кызыл-Жар на месте захоронения честных останков святых новомучеников Казахстанских возвышается поклонный деревянный Крест. На каменном постаменте выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29 июля / 11 августа 1921 года.
Иеромонах Серафим (в миру Александр Богословский) родился в г. Глухове в 70-е годы в благочестивой семье. Достигнув юношеского возраста удалился в Глинскую пустынь — один из величайших духовных центров Руси.

Отец Серафим, человек строгой жизни и образованный, был духовником скита. Родился он в городе Глухове в 70-е годы XIX века, в крещении был наречен Александром. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая и благочестивая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что он примет мученическую кончину. Когда Александр был еще мальчиком-гимназистом, мать как-то, проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Мать непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее. Как-то Александр играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет, и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что, когда он пел, она видела венец над его головой и Ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?» И, достигнув юношеского возраста, он удалился в Глинскую пустынь.

Иеромонах Феогност также был иноком этого монастыря.

В начале 20 века они приезжают в только что основанный Свято-Троицкий монастырь на озере Иссык-Куль. Это были образованные иноки, совершавшие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Из Троицкого монастыря они были призваны архипастырем в город Верный (г. Алматы), где продолжили свое служение Господу и людям Его. Но городская суета тяготила глинских монахов, они так любили уединение, что сначала на Медео поставили скитскую обитель, затем отдали ее для монахинь, а сами, по особому Божиему указанию, пришли в Аксайское ущелье, где три дня созерцали огненный столб — сияние благодати у подножия Кызыл-Жарской горы. И на той горе, как на месте, указанном Самим Богом, основали скит. Здесь приносили они свои усердные молитвы Господу, здесь были невинно убиты безбожниками красноармейцами, здесь ныне располагаются своими святыми мощами, а душами предстоят у Престола Божия, ходатайствуя о нашем спасении.

На сороковой день по смерти батюшек дочь Евдокии Волковой, семью которой о.Серафим часто навещал, восьмилетняя Стефанида, перед пробуждением видела сон: идет о.Серафим с радостным сияющим лицом, впереди его — горящая свеча на подсвечнике, а сзади, тоже очень радостный, идет о.Феогност. Одеты они были в том, в чем похоронены — о.Феогност в подряснике, на о.Серафиме поверх подрясника легкий полушубок, который он надевал в ночь убийства, укрываясь от горной прохлады. Шли они на поклонение Господу.

В этот момент мать разбудила девочку, и та заплакала: «Мама, их встречали Ангелы, но ты не дала мне досмотреть, как Господь даст им новую одежду».

Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался. Сказали так: «Они убили монахов, а монахов мы и сами убиваем». Впоследствии эти трое совершили другие преступления: убили в городе несколько человек. Их судили и приговорили к расстрелу.

Время сокрыло от нас труды и духовные подвиги отца Феогноста. Мы не имеем его биографических данных. Люди, знавшие его, и его духовные чада давно перешли в мир иной. Но Господь дал ему кончину праведную, мученическую. В одной могиле лежит он с отцом Серафимом и вместе с ним увенчан мученическим венцом в царствии Божием
…И хоть сменилось не одно поколение, никогда не зарастала тропа на приснопамятную могилу мучеников, духовный образ которых навсегда запечатлен в памяти народной. Невозможно перечислить все те чудеса и исцеления, которые происходили и происходят по сей день на могиле преподобномучеников Серафима и Феогноста. Ежегодно 11 августа в день памяти святых мучеников сотни паломников со всех уголков Казахстана поднимаются в Свято-Серафимо-Феогностовскую пустынь, где совершаются торжественные богослужения. Сюда идут те, кому дорога память о мучениках. Идут и стар, и млад — чтобы почтить их память, помолиться и испросить помощи в нуждах, найти утешение в печали, считая убиенных ходатаями и заступниками нашими перед Богом, предстателями за верных и неверных, за весь город, раскинувшийся у подножия гор, на пути селевых потоков, в зоне сейсмической опасности.

Тропарь, глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня подвигами благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровители явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак, глас 2

Благое иго Христово на себе восприимше, и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радуяся, пострадали есте, и в покой небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мир и всем чтущим вас велию милость.

Икос, глас 8

Во страданиих веру Христову исповедавших преподобномучеников Серафима и Феогноста ублажаем и почитаем днесь, вернии, яко любве евангельския служителей, чистоты душевныя и телесныя хранителей, правды Божией ревнителей, и житием сих и кончиною назидаеми, поим: радуйтеся молитвенницы наши и заступницы, от Бога прославлении.

МОЛИТВА преподобномученикам Серафиму и Феогносту

О, Богоблаженная двоице друзей Христовых, преподобнии страстотерпцы Серафиме и Феогносте! Казахстанския страны светильницы достопочтеннии, града Алма-Аты защитницы и покровителие Богодарованнии, православных всех неусыпнии наставницы! На небеси богопросвещенными душами вашими Престолу Божию предстоящии, на земли же мученически за Христа пострадавшими телесы вашими на горах Заилийских почивающии и различная дарования духовная всем с верою и любовию к вам приходящим источающии! Милостивым призрением благосердия вашего призрите на люди, святую память вашу почитающия, на месте исповеднических подвигов и преподобнических трудов ваших святый гроб ваш обстоящия и теплаго вашего ко Господу ходатайства во обдержащих нуждах просящия! Вси бо мы по множеству грехов наших не дерзаем возвести на небо очес наших, долу поникших, вы же, яко стяжавшии дерзновение ко Господу и ныне со Ангелы Ему предстоящии, принесите о нас благоуханныя молитвы ваша, во еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от всякия скорби, зол и болезни душевныя и телесныя, от людей и диавола по грехом нашым бывающия. Да сих избежавше, Господу усердно работающе, молитвами вашими и теплым предстательством внидем в нескончаемый покой царства небеснаго и тамо с вами и лики всех святых прославим великое имя Святыя Троицы, Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.


Возврат к списку