Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

15.07.2015
Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля 2015 года Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

В день этого праздника архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Божественную литургию в храме преп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужил иеромонах Лазарь (Поляков). Фото

На аналое в центре храма лежала украшенная цветами икона с изображением Ризы Пресвятой Богородицы, привезенная из Грузии во время одной из паломнических поездок архимандритом Клавдианом, председателя Тульского епархиального паломнического центра.

По преданию, Риза Богородицы хранилась в Константинополе, но после захвата Византийской империи сарацинами, была пронесена через охваченную войной Византию, и сохраняется на территории современной Грузии. Вспомним Православное предание. Оно гласит: после Вознесения Спасителя Его ученики в Сионской горнице бросали жребий, кому и куда предстоит идти на проповедь Евангелия. Не осталась в стороне и Богородица, Которой досталась Иверия – по тогдашним меркам, край света. Чтобы добраться до Кавказских гор из Иерусалима, нужно было пройти немалый путь – пересечь территории современных Сирии и Турции. Пешком, наверное, не один месяц. Тем не менее, Пресвятая решилась на этот путь и пошла бы, если бы Господь через Ангела не велел ей оставаться в Иерусалиме, а вместо себя отправить в Грузию апостола Андрея. Христос пообещал Своей Матери, что Иверия просветится светом Истины, но произойдет это не сразу, и всегда эта земля будет находиться под особым Ее покровительством.

Один раз в год, 15 июля, в Зугдиди (главном городе западногрузинского региона Самегрело) торжественно отмечают праздник "Влакерноба" (Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). В этот день выносят Ризу Пресвятой Богоматери, к которой могут прикоснуться верующие.
Об этом рассказал прихожанам и паломникам отец наместник, когда после богослужения раздавал иконки с изображением Ризы Богородицы, как благословение Богородичного Щегловского монастыря.

Существует давняя дружба между прихожанами Богородичной Щегловской обители и грузинского храма в г. Зугдиди, где хранится Риза Богородицы. Каждый год 15 июля в Кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери совершается торжественная Божественная литургия. И у людей есть возможность приложиться к Ризе Пресвятой Богородицы. На праздник для поклонения этой святыне съезжается православная паства со всего мира. Потому сюда ежегодно направлялась и группа паломников из Тулы, из Богородичной Щегловской обители.

Здесь знают о чудесах, происходящих при поклонении этой святыне. На грани третьего тысячелетия произошло новое чудо. На Ризе появилось изображение Иисуса Христа. Его обнаружили операторы киностудии. У христианского мира есть несколько нерукотворных иконы Спаса. И вот появился еще один образ - икона, появившаяся на Ризе в Зугдиди. Специалисты утверждают, что увидеть Его возможно только через кинообъектив. Если бы Изображение на Одеянии было творением рук человеческих, то Его можно было бы видеть и невооруженным глазом.

После обнаружения изображения Иисуса Христа на Ризе Богородицы, интерес и стремление увидеть святыню растет с каждым днем. Сюда приходят смертельно больные люди. Приезжают и иностранцы, которые хотят воочию увидеть Одеяние, которое должно было быть на Богородице в Рождественскую ночь... Радостно жителям Зугдиди, которым уготована такая участь: жить в той же стране, которая досталась в удел Пресвятой Богородице...

Архимандрит Клавдиан поздравил молящихся с праздником и пожелал им милости и помощи Божией в жизни:

- Мы сегодня участники замечательного праздника – праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Мы прославляем Царицу Небесную, Ее покров, заступничество и икону, которая является видимым знаком Ее предстательства за нас, верующих во Христа, и Ее заступничества. Мы имеем крепкую Помощницу и молитвенницу пред Богом, мы притекаем к Ней и желаем в меру наших сил Ей подражать.

Я сердечно поздравляю всех вас, дорогие, с этим праздником и желаю, чтобы покров Царицы Небесной всегда пребывал над всеми нами! Дай Бог, чтобы по молитвам Царицы Небесной преобразилась в нашей душе жизнь христианская! Чтобы мы понимали, сколь драгоценным является наше спасение. Дай Бог, чтобы по молитвам Царицы Небесной каждый из нас достиг вечного спасения во Христе Иисусе, Господе нашем, Ее возлюбленном Сыне.

Матерь Божия защитница всех страдающих. Когда-то Она защитила Константинополь, когда наши предки подходили к его стенам, а в XV веке Она защитила русских от нашествия татар, Всякий нуждающийся в помощи и заступлении, всегда в лице Пресвятой Девы имеет крепкую, надежную заступницу и предстательницу пред Господом.

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена во Влахернский храм в Константинополе. В середине IХ века город осадили корабли киевских князей-язычников Аскольда и Дира. Патриарх Константинопольский Фотий взял святыню из Влахернского храма. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда – храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя.

25 июня русские войска стали отходить. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля — 15 июля по новому стилю..

Вскоре, в октябре – ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора “любви и мира”. Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской “Хроники Феофана” говорит, что “посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено”. Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия.

Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия.

В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, “кагана”) Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку “такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая”.

“Убедившись, – писал далее Аскольд, – что это – истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь”.

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность.

В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских.

“Руссы, которые подняли руку против Римской державы, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших”. (Византийцы считали “подданными” всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) “И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью”.

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией Матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника.



Возврат к списку