Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

13.07.2015
В день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2015 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную Литургию в центральном соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Отцу наместнику сослужил иеромонах Лазарь. Фото

После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан поздравил всех с праздником, поздравил именинников с днем Ангела, пожелал помощи Божией, счастья, радости, здоровья, всегда быть с Богом в молитве.

- День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Всех вас поздравляю с великим праздником памяти святых апостолов Петра и Павла. К этому празднику мы готовились постом и молитвою, чтобы хоть немного быть достойными этих великих мужей.

Отец наместник обратился к молящимся с проповедью, рассказал о жизни и трудах святых апостолов Петра и Павла и призвал верующих уподобиться апостольскому служению.

- Апостолы Петр и Павел… Эти имена на слуху вот уже две тысячи лет. В православной России их почитают особо. Петров пост наступает после праздника Троицы через неделю, и верующие люди в память о двух самых почитаемых апостолов продолжают трудиться над своими душами. Ведь что такое вера в Бога? Это именно, прежде всего, домостроительство души, при котором человек общается с Господом, находится рядом с Ним, подобно апостолу Петру. Мы молимся, постимся и в то же время грешим, как это произошло с Петром. Но Христос всех нас любит, и любовь Его не поддается человеческому измерению. Он так же, как и Петра, прощает нас, учит быть послушными детьми Божьими. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». Нужно приблизиться и смириться, а еще полюбить Господа, чтобы Он помог человеку спастись.

Апостолы Петр и Павел были из Иудейского народа, но из разных сословий. Апостол Петр происходил из простого рода рыбаков, а апостол Павел был человеком образованным. Подвиг свидетельства святых апостолов Петра и Павла открыл множеству людей путь к Церкви. Единение в Церкви, единение во Христе, сделало Петра и Павла апостолами Христовыми, которые делали одно общее дело. Они вместе ревностно трудились собирая паству, чтобы все народы Земли привести ко Христу, чтобы в Церкви Христовой не было бы разделения. Для нас, для христиан в первую очередь самым главным является наша общая вера во Христа Спасителя. Мы христиане, мы чада Церкви. И все остальное меньшее имеет значение.

Размышляя об их жизни, мы понимаем, какими разными путями привел их к Себе Господь. Апостол Петр был избран на апостольское служение в самом начале проповеди Спасителя. Господь особым образом выделил Петра из числа ближайших учеников. Именно ему Господь сказал: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 16.18). Петр исповедал Господа Сыном Божиим, потому Господь наш Иисус Христос говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих.

Христос, говоря об имене Петра, указал здесь только на Самого Себя, и именно в том смысле, в каком исповедал Его пред учениками Петр. Признание и исповедание Иисуса Христа Сыном Бога Живого, вышедшее из уст Петра, должно было сделаться и сделалось основанием Церкви.

Эти слова апостол Петр воспринял со смирением. И в своих посланиях он напоминал Церкви Христовой, что не он является камнем, на котором построена Церковь, но Сам Христос является краеугольным камнем, что отвергли строители, но который стал во главе угла. После смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа Петр фактически стал главой апостольской общины. Многие восставали и будут восставать против Церкви, но с силою будут побеждаемы, сказано: и врата адова не одолеют ее, то есть Церкви. Так вышло и на деле: Церковь подвергалась нападениям, но не была одолена, напротив того, восторжествовала над покушавшимися ее уничтожить.

Апостол прожил подлинно исповедническую жизнь, а кончина его была мученической. В его жизни исполнилось все предсказанное ему Господом.

Избранничество сочеталось со страданием, болезнью, гонением. Вся жизнь апостолов и многих других святых исполнена скорбями. Ученики Христовы пошли в чужие страны, где их готовы были растерзать, пытались убить, побивали камнями, притесняли. Сегодняшний праздник нам говорит, что жизнь апостолов, это не радость и не наслаждение. Это труды, гонения, исповедание, служение. Результат такой жизни — пребывание в Царствии Небесном.

После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии.

До наших дней дошли Соборные послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.

Современные верующие не должны забывать о земной судьбе учеников Христовых. Но главная опасность сейчас, в настоящее время — не только прямое гонение, но удивительная невосприимчивость людей к святой вере, к тому, что оставили нам наши предки. Основная масса людей соглашается с тем, что христианство — это хорошо, это высокие идеалы. "Замечательно, если бы наши дети выросли такими", — говорят некоторые. И ничего не делают, не предпринимают никакого движения, чтобы воспитать детей христианами. Христианство не только признание, что вера наша спасительная, самая высокая и самая достойная, а в первую очередь жизнь по этой вере. Вот что значит продолжать подвиг апостолов! К несению этого креста мы и призваны сегодня.

Святые апостолы оставили свои писания, откуда мы можем научаться как благоугождать Богу. Прежде всего, верой, любовью и добрыми делами. Этим путем следовали миллионы людей и получили от Господа награду в жизни вечной. Этим путем шли и наши предки, русские люди, предавая себя воле Божией и любя Бога больше всего на свете. Они служили Ему верой и правдой, любовью и своим трудом, вниманием, заботой и помощью нуждающимся. Все это делали ради Бога, ради жизни вечной.

Времена гонения могут наступить вновь. Мы сегодня стоим и наслаждаемся замечательным храмом, видя это благолепие, но мы должны знать и пророчества. Оптинские старцы говорили, что пройдет время гонений, вновь откроются храмы, монастыри, семинарии, будет свобода вероисповедания, но не долго. Желаю всем нам не испугаться, когда вновь наступят трагические для христиан времена. Будем до конца держаться веры апостольской и просить у святых помощи, защиты и мужества!

На примере апостола Павла мы видим, что сначала он был гонителем христиан. Однажды Господь явился Савлу на пути в Дамаск и обратился к нему с такими словами: «Савл, Савл, что ты будешь гнать меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Вот это явление Господа Савлу перевернуло всю его жизнь, и из Савла он становится Павлом. Ту ревность, которая была у него, он обращает для проповеди Евангелия.

Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.

Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами.

Вскоре после этого Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.

Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.

Не сразу ученики Христовы приняли его в свою общину. Им трудно было понять, как этот человек, который только что был открытым гонителем Церкви, вдруг становится апостолом Христовым. Павлу неоднократно приходилось доказывать, что он не хуже других апостолов. Мы сегодня слышали слова, которые он писал, доказывая, что не меньше других трудится, и что имеет право называться апостолом, несмотря на то, что не был среди учеников Спасителя во время Его земной жизни.

Из Писаний мы знаем, сколько скорбей приходилось испытывать апостолам. Они были избиваемы, унижаемы, испытывая скорбь. Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. И многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все двенадцать учеников Спасителя, и только один из них по особому Божиему снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов

В своем слове архимандрит Клавдиан подчеркнул, что архипастыри и священники, иеромонахи являются преемниками апостолов. Рукоположение в священный сан идет от возложения рук апостолов. И эта преемственность не прерывалась в Русской Православной Церкви. И еще в Католической Церкви, богословие которой после раскола в XI веке все же отличается от православного, к большому нашему сожалению.

У историков нет единого мения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год.

Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем пересения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

В четвертом веке, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.

Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.

Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов.

Прославляя сегодня святых первоверховных апостолов Петра и Павла, будем просить их, чтобы они помогли нам обрести такую же твердую веру, упование на Господа, верность Его Божественному слову и ревность о проповеди Евангелия, какими обладали они.

Будем просить их, чтобы на нашем жизненном пути они помогали нам, были нашими молитвенниками и заступниками. Аминь.

В день праздника в Таинстве причастия участвовало много людей, Святых Христовых Таин причастилось большое количество людей с младенцами и отроками.

По завершении богослужения братия Щегловской обители перед иконой праздника совершили славление первоверховным апостолам Петру и Павлу.


Возврат к списку