Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

10.04.2015
В Великую Пятницу — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это день строжайшего поста - Страстная пятница

10 апреля 2015 года, в Великую Пятницу — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это день строжайшего поста - Страстная пятница. Во время дневного богослужения во всех православных храмах совершается обряд выноса из алтаря Плащаницы - большого плата материи с иконописным или вышитым изображением снятия с Креста Тела Господня.

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в главном монастырском соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».  Фото

Днем в 14 часов в Щегловской обители был совершен вынос плащаницы. Господь наш Иисус Христос умер около 3 часов дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце… А люди пошли по своим домам...

Православные верующие в настоящее время собираются в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.

В Щегловской обители вечерня началась как обычно. Однако песнопения и тексты, которые слышат прихожане и паломники обжигают сердце.

Нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Интенсивность переживаний, которые верующие испытали на православном богослужении Страстной Пятницы очень сильна.

Звучали церковнославянские слова и обороты речи… Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Во время Входа на вечерне иеродиакон Евлогий (Харитонов) провозгласил прокимен Разделиша ризы Моя себе?..

Что еще может сравниться с этим осознанием, что у Христа отняли последнее, что у Него было?.. У Него, возвращающего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино… у Него, всего Себя расточающего и расточившего отняли последнюю рубашку и ту поделили меж собою.

Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

За богослужением вечерни вспоминается благородный поступок тайного ученика Иисуса Христа – богатого человека из Аримафеи, Иосифа, дерзновенно пришедшего к Пилату и просившего отдать тело казненного Спасителя на погребение.

При пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» в конце вечерни плащаницу (вышитую икону на которой изображен почивший Христос) братия во главе с отцом наместником архимандритом Клавдианом подняли с престола алтаря, словно с Голгофы, и вынесли на середину храма, в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница была положена на особо приготовленной гробнице. Затем братия во главе с отцом наместником и все молящиеся поклонились перед Плащаницею. Плащаница находится на середине храма до Светлой Пасхальной заутрени, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Перед плащаницей – перед Самим Христом - все пали ниц. Потом совершено малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный св. Симеоном Метафрастом в Х веке этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.

Вот несколько из тропарей этого канона. Разве сердце человека не поймет горя матери?..

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.

Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.

О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.

Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.

Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше.

Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.

Господь закончил свой земной путь словом: «Свершилось». Эти слова призывают верующих задуматься над смыслом последних слов Христа Спасителя.

Ничто не могло и не может умалить совершенного Господом чуда – чуда спасения рода человеческого. Чуда, благодаря которому человек уже здесь получил возможность наследовать Царство Божие. На протяжении всех дней Страстной недели верующие сопутствовали нашему Господу, шли за ним на Голгофу.

Верующие люди знают, что даже там, на месте своей крестной смерти, Господь молился о нас. О тех, которые называют себя христианами; о тех, кто в минуты искушений все-таки соблазняется и отпадает от Бога. В самые страшные минуты своей земной жизни Господь остался один. У подножья его креста стояли лишь верные женщины и один любимый ученик. Они со скорбью в сердце наблюдали за этим трагическим событием, ожидая его окончания.

Очень часто так происходит и в нашей жизни. Часто мы являемся лишь наблюдателями духовной жизни, но каких-то реальных дел не совершаем и в трудные минуты отрекаемся от Господа. Сами по себе мы бессильны, сами не можем быть верными, не можем совершить своего спасения. Но Господь дает нам Утешителя – Духа Святого. Он пребывает в недрах Церкви, в церковных Таинствах, в молитвенном стоянии у Креста.

На богослужении был прочитал канон Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».

В пронизанных скорбью и болью строках этого произведения Церковь открывает нам то, что все страшные душевные муки Христа разделила и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала об этом, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар песнопений, жемчужное ожерелье из слез: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну».

Распятие - очень мучительная смерть. Поэтому Пилат удивился, что Господь так быстро умер. После смерти Христос сошел во ад, туда, где пока что находились еще все ветхозаветные праведники и ожидали пришествия Мессии. Господь вывел оттуда всех праведников, которые стали основой Небесной Церкви.

В это время Иосиф с Никодимом сняли Пречистое Тело. Приближалась суббота, и нужно было успеть погребсти Тело. Господа помазали миром, обвили Плащаницей. Рядом с Никодимом и Иосифом находились жены-мироносицы, следовавшие за Господом по крестному пути, хотя даже апостолы разбежались. А эти женщины претерпели все до конца. Надо помнить, какой ценой верующие получили спасение. Сердца всех полны благодарности Господу за то, что Он пострадал за наши грехи и исцелил наши души.


Возврат к списку