Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.04.2015
Вечером 9 апреля 2015 года, в канун пятницы Страстной седмицы
Вечером 9 апреля 2015 года, в канун пятницы Страстной седмицы, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа - в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Отцу наместнику сослужила братия Щегловской обители.

На службе совершалось чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о последних часах жизни Спасителя. Фото

Общее число чтений избранных Евангелий этой службы соответствует числу часов ночи. По древнему уставу, верующие должны были всю ночь с Великого четверга на Великую пятницу провести в бдении, слушая в храме Евангелия, уподобляясь апостолам, сопровождавшим Господа в Гефсиманский сад.

Служба двенадцати Евангелий посвящена благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Господа. Церковные чтения раскрывают полную картину страданий Господних, начиная с кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает зрителями всех мучений Спасителя.
Своим содержанием Страстные Евангелия имеют благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из творений всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как Путь и Истину и Жизнь, как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Весь разговор Христа с апостолами проникнут радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Закончилось евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая поясняет смысл прихода Спасителя в мир: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

Верующие в храме внимали Евангельским повествованиям, с горящими свечами в руках, молитвенно повторяя: «Слава долготерпению Твоему Господи!». Евангельские чтения Страстей Господних завершились отрывком из Евангелия от Матфея о запечатывании гроба.
После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.
Чтение Святых Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских вождей и духовной слепоты толпы.

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

По традиции, верующие во время богослужения держали в руках зажженные свечи. С древних времен сохранился обычай после чтения последнего двенадцатого Евангелия не гасить свою свечу, а нести ее возженной из храма домой. От этой свечи затепливают лампаду перед иконами в молитвенном углу. Верующему она будет напоминать обо всем, что сделал Бог для спасения рода человеческого.



Возврат к списку