Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.02.2015
В среду первой седмицы Великого поста, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, молился за утреней, часами и изобразительными в храме во имя преподобного Никандра Псковского

В среду первой седмицы Великого поста, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, молился за утреней, часами и изобразительными в храме во имя преподобного Никандра Псковского. Затем отец наместник совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.  Фото

Его Высокопреподобию сослужили благочинный обители игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных. После пения гимна Свете тихий чтец посреди церкви читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую — из Притчей Соломоновых.

Очень торжественный выход: после первой паремии отец наместник, стоящий пред престолом, вышел из Царских вратах, держа в руках кадило и стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осенил крестообразно народ и возгласил:

- Премудрость! Прости! Свет Христов просвещает всех!

Этими словами отец наместник указал на тот Божественный Свет, который в Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа на землю, просвещал, среди языческой тьмы Богоневедения, ветхозаветных праотцов и пророков. При этом благословении предстоящие преклонились до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.

После второй паремии три певца отделились от хора и, став пред Царскими вратами, проникновенно пели стихи из 140-го псалма Давида:

- Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя...

Особенность данной Литургии состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, то есть, освященными прежде, на предыдущей Литургии, и сохраняемыми в ковчежце на престоле.

Совершается она во время Великого поста каждую среду и пятницу, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Литургия Преждеосвященных Даров – это центр богослужебной недели и богослужебного дня.Все остальные богослужения, торжественные и глубокие, ведут верующих ко встрече с Господом, осуществляющейся во время Святого Причастия.

Поэтому очень важно, особенно в эти дни Великого поста, когда многие прихожане говеют и часто посещают храм – через Причастие Святых Христовых Тайн иметь Божественное подкрепление в том подвиге поста, который они на себя взяли.

* * *

Совершение полной литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской древности сопровождалось общей трапезой, называемой "вечерею любви", и было для христиан торжественным празднеством. Древние христиане литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли Пасхою, потому что присутствовали при этой литургии с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния и строго поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом (49-м Лаодикийского собора) не совершать полной литургии в дни Четыредесятницы, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие дни Великого Поста, - но с другой стороны, имея в виду обыкновение древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением, хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении небесною пищею постановила предлагать им в дни Великого Поста Дары преждеовященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого Григория Двоеслова, епископа Римского (умер в 604 году), который собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.




Возврат к списку