Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

15.02.2015
Монахи отвергли радости земной жизни для того, чтобы принести их в жертву Богу, чтобы их жизнь была наполнена иной радостью – радостью встречи со Христом

В Неделю о Страшном Суде, в праздник Сретения Господня архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, возглавил служение Божественной литургии с чином освящения свечей в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Его Высокопреподобию сослужили благочинный обители игумен Феогност (Авдеев), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Освящение сретенских свечей

По заамвонной молитве братия Щегловского монастыря совершила специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне», который прихожане знают, как Чин освящения сретенских свечей.

Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, и в это освящение стало уже традицией. В Православной Церкви с тех далеких времен сохранился «Чин благословения свещъ на Сретение Господне», который совершается перед Царскими вратами.

В третьей молитве этого Чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Есть такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.
Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Сретенские свечи хранятся бережно весь год, православные христиане возжигают их во время домашней молитвы. Можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д.

Если с верой и упованием на помощь Божию возносится горячая молитва, то и свеча является выражением нашей молитвы и помощницей нашей в выражении наших духовных чувств и нашей веры ко Господу.

Поэтому, будем всегда во время наших молитв зажигать свечи пред Лицем Божиим, как выражение нашей горячей любви и веры к Нему, нашей горячей молитвы пред Престолом Божиим и надежды на то, что Господь наш Иисус Христос примет нашу малую жертву – горящую свечу и осветит нам путь к достижению Горних высот Царства Небесного.

Пастырское слово о духовном значении праздника

Затем благочинный обители игумен Феогност обратился к прихожанам храма с пастырским словом о духовном значении праздника Сретения Господня:

- В этот день Святая Православная Церковь празднует Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По закону Моисееву женщине, родившей младенцам мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам.

В этот праздник, который приближает нас также к Великому посту, задумаемся о содержании нашей жизни, будем просить Господа, чтобы Он простил нам грехи, наставил нас на путь покаяния. Будем просить о том, чтобы всякий раз, когда мы приходим в храм на Божественную литургию и причащаемся Святых Христовых Таин, это Таинство было для нас реальной встречей с Богом, Который не где-то далеко, но среди нас, Который готов вселиться в наше сердце и оживотворить изнутри все наше человеческое естество. Аминь».

Монашествующие отвергли радости земной жизни ради радости встречи со Христом

Братия Богородичной Щегловской обители совершили вместе Божественную литургию в праздник Сретения Господня. Этот праздник напоминает о цели христианской жизни и о цели жизни монашеской. Цель христианской жизни заключается в том, чтобы еще на своем земном пути человек встретил Христа; цель монашеской жизни – встречать Христа каждый день через все, что монахи делают, - через послушания, которые исполняют, через молитву и богослужения, в которых участвуют.

Праведный Симеон жил очень долго, ибо ему было обещано, что не познает он смерти, пока не увидит своими глазами Христа, Сына Господа. Людям тоже обещано Господом, что мы увидим Его в нашей земной жизни, но не так, как праведный Симеон или апостолы, которые видели Его своими физическими очами - мы можем увидеть так, как увидел Его апостол Павел и многие другие святые, которым Господь являлся и призывал их на путь служения. Ни один из монахов не пришел бы в монастырь, если бы Сам Господь Иисус Христос в какой-то момент жизни не коснулся нашего сердца и не сказал бы, подобно тому, как говорил апостолам: «Приди и следуй за Мною», и вопрошавшим Его о смысле жизни: «Отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Монашестующие отвергли радости земной жизни для того, чтобы принести их в жертву Богу, чтобы их жизнь была наполнена иной радостью – радостью от встречи со Христом. Монахи и иноки встречают Христа в Божественной литургии, когда вместе собираются в храм, прославляют Господа и принимают внутрь себя Его Пречистое Тело и Честную Кровь.

Божественная литургия - самое главное сокровище, которое имеет Церковь, ибо его нам оставил Сам Господь Иисус Христос. Это и есть та жемчужина, ради приобретения которой человек может отдать все. Монахи все оставили в этой жизни - для того, чтобы приобрести эту жемчужину – Самого Христа, Которого они приемлют в причастии Святых Тела и Крови Господних.

Через причащение Святых Христовых Таин монашествующие не только видят Спасителя, как видел Его праведный Симеон, не только берут Его на руки, но принимают внутрь себя, как приняла Его в момент Благовещения Пресвятая Богородица, когда чудесным и неизреченным образом, не потеряв своего девства, зачала Своего Божественного Сына, и Он возрастал в Ее утробе и наполнял Своим Божественным присутствием, Своей Божественной благодатью. Так и в причастнках действует Христос, Которого они принимают внутрь себя в Пречистых Таинах. Он наполняет жизнь причастника смыслом и освящает все человеческое естество - не только духовное, но и душевное, и телесное.

Всякий наш грех, всякое уклонение от единения со Христом вредит этому единству и лишает людей сокровища, ради приобретения которого монахи уже отдали все. Обратного пути для монашествующих нет, и то, что отдали, уже не вернется. Но драгоценную жемчужину можно очень легко потерять, если постоянно ее не оберегать, если не воспитывать свою мысль в том, чтобы постоянно прилепляться ко Христу.

Для этого дано монашествующим другое сокровище – сокровище молитвы Иисусовой. В этой молитве монахи могут не только ежечасно, но и ежеминутно и по многу раз в минуту, произнося имя Господа нашего Иисуса Христа, встречаться с Ним. Эта молитва является надежным хранилищем для духовного единства со Христом, которое причастники приобретают всякий раз, когда причащаются.

Крепким ларцом со святыней является весь уклад монашеской жизни, который на протяжении многих веков соблюдался монахами во многих других священных обителях. Именно ради того, чтобы сохранить и не потерять это духовное сокровище – Самого Христа, – монахи рано встают, поздно ложатся, мало спят и едят, много времени проводят на богослужениях и в келейной молитве, исполняют тяжелые послушания. Именно для того, чтобы сохранить Христа, монахи отрекаются от своей воли и вверяют ее Богу через волю настоятеля.

Монашескую жизнь неслучайно называют подвигом - она требует напряжения всех физических, духовных и душевных сил человека. Но и христианская жизнь тоже является подвигом, потому что Господь требует от людей абсолютной любви и абсолютной верности. Он хочет, чтобы мы всецело принадлежали Ему.

Надлежит в этот праздник Сретения Господня просить Бога дать силы быть истинными монахами, чтобы идти по тому пути, который Он Сам открыл для них, на который призвал их - пути, идя по которому, не сворачивая, монашествующие достигнут Царствия Небесного.



Возврат к списку